Елена Нестерова
Рисование автопортрета с дошкольниками старшего возраста с ОВЗ с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Как рисовать автопортрет с дошкольниками старшего возраста с ОВЗ, имеющих нарушения зрения.
Все дети любят рисовать людей. И, конечно, их лица. С самого младшего возраста дети «оживляют» свои рисунки именно «лицом» : даже солнышку обязательно пририсовывают глаза и рот. Рисование портрета – это обязательный этап в обучении воспитанников детского сада. Задача эта хотя и представляется им непростой, но вызывает неподдельный интерес.
Публикация «Рисование автопортрета с дошкольниками старшего возраста с ОВЗ с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Начать эту работу надо со знакомства с понятием «портрет», с рассматривания лиц друг друга, обращая внимание на глаза: веки с ресницами, глазное яблоко, радужку, зрачок.
Выяснить, что глаза расположены на лице гораздо ниже того уровня, где обычно их рисуют дети (в самой верхней части овала лица); что над глазами располагается лоб; что глаза у детей располагаются на горизонтальной линии, разделяющей лицо пополам, а у взрослого чуть выше этой линии. Очень часто при рисовании лица дети сильно уменьшают глаза. Поэтому при рассматривании и изучении глаз мы рассказываем, для чего нужны веки, ресницы, зрачок, как «работает» глаз, являющийся сложным и нежным «инструментом», обращаться с которым надо очень бережно. Детям с нарушениями зрения любые знания подобного рода очень важны.
Можно сделать трафарет овала лица с глазами, чтобы дети начали тренироваться, используя его: внешняя обводка - овал лица, внутренняя - глаза. Когда глаза находят свое место на лице, нетрудно пририсовать нос и рот, предварительно показав детям несколько вариантов изображения носа и рта. Затем вместе изучать мимику: форму рта и положение бровей.
Потом перейти к волосам. Выяснить, глядя друг на друга, что они бывают разного цвета, разного качества (прямые и кудрявые, а прически имеют разную форму: у мальчиков короткие и длинные стрижки, у девочек тоже разные стрижки, а также хвостики и косички, длинные и короткие.
Вспомнить про уши: они, как правило, овальной формы, поменьше или побольше, расположены под линией глаз.
Важно подобрать репродукции картин известных художников с портретами людей разных эпох (чтобы можно было рассмотреть лица, различные прически, головные уборы, одежду); фотопортреты современных людей, в том числе детей.
А кого ребенок знает лучше, чем самого себя? Чье лицо он помнит в мельчайших подробностях? Свое. Поэтому учиться изображать людей мы начинаем с того, что пытаемся «писать» автопортрет как настоящие художники!
«Вот и вышел человечек!» - воскликнет каждый, кто посмотрит на наши портреты. Уж очень нетривиальными они получились.
На тематической неделе «Человек. Части тела» мы с воспитанниками подготовительной группы компенсированной направленности № 4 учились рисовать автопортрет с элементами дизайна.
Маленькие художники приступили к работе с того, что взяли в руки зеркало и заглянули в него. Ведь без этого предмета невозможно создать собственное изображение. Ну а дальше все просто: карандаш возьмем, рисование начнем.
Я заранее подготовила шаблоны шляпок и бейсболок из цветной бумаги.
По окончании работы каждый имел возможность по желанию дополнить свой автопортрет этими милыми аксессуарами, наклеивая на рисунок. Посмотрите на наш вернисаж.
Автопортреты получились узнаваемыми и такими разными.
С удовольствием поиграли в игру «Угадай – ка» с получившимися рисунками.
Как мы рисовали автопортрет шаг за шагом.
Рисовать портрет непросто,
Сначала сделаем набросок.
Вот перед нами чистый альбомный лист. Сначала рисуем простым карандашом в середине овал.
Вот овальное лицо,
Оно похоже на яйцо.
Важно, чтобы у всех получилось это сделать, иначе далее будет сложно продолжить. Для затрудняющихся детей предлагается шаблон с вырезанным внутри контуром головы (без прически) Некоторые детки испытывают сложности с крупными изображениями, поэтому акцентируем внимание на том, что рисовать надо крупно.
Зачастую дети рисуют маленький овал в углу листа, либо вообще могут изобразить какую-то дугу вместо овала. Помогите им, и в следующий раз у малыша получится самостоятельно нарисовать очертания головы.
Далее нужно нарисовать шею, плавно переходящую в плечи: шею удлиняем, плечи закругляем!
Определить форму прически.
Потом посередине овала рисуем нос в виде черточки или дуги. Удобней начинать с носа, поскольку он находится посередине лица. От носа выше располагаем глаза (как у сливы косточки, внутри – зрачки – кружочки, и брови (рисуем плавно дуги, а ниже – губы.
Не забудем одеть себя, нарисовав горловину платья (девочки) или футболки (мальчики). Девочки обычно обязательно рисуют бусы, серьги, мальчишкам нужно напоминать об этом.
На этом рисования простым карандашом закончились, теперь приступаем к закрашиванию.
Раскрашивать портрет – одно удовольствие! Но часто ребята забывают, кого рисуют и делают волосы синего цвета, глаза – фиолетового. На вопрос о том, почему они так нарисовали, отвечают: «Когда мне будет 13 лет, я обязательно покрашу волосы в синий цвет! А сейчас я об этом мечтаю»
Ну что тут скажешь!
Стоит им напоминать, что портрет должен быть похожим на оригинал. По окончании закрашивания, дети декорируют изображение шляпками и бейсболками. Вот и готов автопортрет!
Если занятия тщательно подготовлены и хорошо продуманы, то времени на выполнение заданий уходит немного, дети не устают, и, хотя тема этих занятий одна и та же, она не надоедает; более того, нравится детям, так как, постепенно осваивая тему, они все легче и лучше справляются с заданиями. Наряду с рисованием в период формирования представлений о портрете, который дети будут затем рисовать, проводится работа по анализу портрета (лица человека) в процессе различных дидактических игр. Для детей с различными нарушениями зрения обучение предпочтительнее проводить в игре (ведущем виде деятельности, что позволяет ребенку легче войти в тему и принять задание. Посредством этих игр дети учатся находить в предметах общие и отличительные признаки. Поэтому при обучении рисованию портрета человека используется ряд дидактических игр.
Полученные в совместной деятельности с педагогом знания и умения дети потом успешно используют.
Таким образом, в процессе рисования портрета, создаются благоприятные условия для развития изобразительных умений и навыков у детей с нарушениями зрения для коррекции вторичных нарушений, для полноценного развития детей.