анна соколова
Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы
Задание № 1
Цель: выявить уровень сформированности представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал: 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выбрать объекты живой природы. После этого взрослый задает вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
Публикация «Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы» размещена в разделах
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Инструкция: «Рассмотри картинки и выбери объекты живой природы. Как ты догадался, что все это живое? Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой? Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно называет все объекты живой природы, может объяснить свой выбор, рассказать, что тому или иному объекту необходимо для жизни.
2 балла – ребенок допускает 1-2 ошибки в назывании объектов живой природы, затрудняется ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.
1 балл – ребенок допускает 3 и более ошибки в назывании объектов живой природы, не может ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.
.
Задание № 2
Цель: выявить уровень сформированности представлений о диких животных и их повадках (медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж).
Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк, еж).
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем дает вопросы:
- Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)
- Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес» – заселим его животными.
- Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.
Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы взрослого об их жизни в лесу и повадках:
- Чем питается белка? (Грибами, орехами.)
- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост).
- Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску).
- Что помогает ему выдержать холод?
- Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?
- Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей).
- Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы).
- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку). Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира).
- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки).
Инструкция: «Рассмотри картинки. Как называют зверей, которые живут в лесу? Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес» – заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Чем питается белка? Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? Что помогает ему выдержать холод? Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волки во время охоты? Как охотится лиса? Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? Что помогает медведю не питаться всю зиму? Какие еще животные впадают в спячку? Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы взрослого о жизни диких животных.
2 балла – ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.
1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о повадках диких животных.
Задание № 3
Цель: выявить уровень сформированности представлений о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, сорока).
Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих (синица, воробей, ворона, снегирь, сорока) и перелетных птиц (ласточка, скворец).
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, уточняет, какое на ней изображено время года. Затем задает вопрос:
- Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
Дает задание найти и поместить на кормушку зимующих птиц; просит рассказать, какие птицы прилетели к кормушке.
Инструкция: «Рассмотри картинку. Какое на ней изображено время года? Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? Найди и помести на кормушку зимующих птиц. Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок без помощи взрослого находит и называет 5 зимующих птиц.
2 балла – ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующие птицы.
1 балл – ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных).
Задание № 4
Цель: выявить уровень сформированности представлений о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.
Материал: большая карта с изображением тополя, шиповника, подснежника. Маленькие карточки с изображением деревьев: березы, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника – сирени. Карточки с изображением травянистых растений: одуванчика, колокольчика, ромашки, подорожника. Кукла Незнайка.
Ход проведения: Взрослый сообщает ребенку, что Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Предлагает ребенку помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Взрослый спрашивает, почему ребенок именно так расположил карточки.
Инструкция: «Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Давай поможем Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг тополя? Как назвать их одним словом? Какую карточку ты расположил рядом шиповником? Что это? Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг подснежника? Это все что?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки.
2 балла – ребенок допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос.
1 балл – ребенок допускает ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки.
Задание № 5
Цель: выявить уровень сформированности представлений о способах размножения растений.
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка).
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть карточки и подобрать к каждому дереву нужную картинку с плодами. Затем просит ребенка назвать, какие деревья он узнал. Предлагает ребенку рассмотреть комнатные растения и назвать их. Дает задание: «На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений» (черенками, усами и др.)
Инструкция: «Рассмотри карточки и подбери к каждому дереву нужную картинку с плодами. Какие деревья ты узнал? Рассмотри комнатные растения и назови их. На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.
2 балла – ребенок называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.
1 балл – ребенок называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.
Задание № 6
Цель: выявить уровень сформированности представлений о представителях класса пресмыкающихся. (Тело ящерицы покрыто жесткими роговыми чешуйками. У ящерицы четыре короткие лапки. Она хорошо бегает. Слышимых звуков не издает. Живет на суше. На зиму прячется в землю, в норы, там спит. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. У черепахи тело покрыто твердым панцирем. Сверху он выпуклый, а снизу плоский. У нее также четыре лапы. Зажатое в панцирь тело черепахи тяжелое и неповоротливое. В панцирь она прячет голову, ноги и хвост, когда грозит опасность).
Материал: картинки с изображением ящерицы, черепахи.
Ход проведения: Взрослый предлагает назвать животных, изображенных на картинках, затем просит описать их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности.
Инструкция: «Назови животных, изображенных на картинках, опиши их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно называет каждое животное, достаточно содержательно описывает их внешний вид и особенности жизнедеятельности.
2 балла – ребенок правильно называет каждое животное, с помощью взрослого описывает их внешний вид, затрудняется в описании особенностей жизнедеятельности этих животных.
1 балл – ребенок не отвечает на вопросы взрослого.
Задание № 7
Цель: выявить уровень сформированности представлений о насекомых.
Материал: картинки с изображением насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка, стрекоза, комар, пчела, муха).
Ход проведения: взрослый показывает ребенку картинку с изображением насекомого и задает вопросы: назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Просит рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого насекомого.
Инструкция: «Рассмотри картинку. Назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Что ты еще можешь рассказать о бабочке (мухе, пчеле)».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно называет всех насекомых; может описать внешний вид каждого; имеет представления об их способах передвижения и питании; может рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого.
2 балла – ребенок называет 3 – 4 вида насекомых; отвечает на вопросы с помощью взрослого.
1 балл – ребенок называет 2 и менее вида насекомых.
Задание № 8
Цель: выявить уровень сформированности представлений об изменениях в природе в разные времена года.
Материал: картинки из серии «Времена года».
Ход проведения: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и разложить их по - порядку, начиная с зимы. Затем проводит беседу с использованием картинок:
- назови время года, которое изображено на картинке,
- почему ты так решил?
- что происходит в природе весной?
- какие изменения происходят с наступлением лета?
- что происходит зимой с деревьями?
- когда созревают овощи, фрукты, ягоды?
Инструкция: «Рассмотри картинки и разложи их по - порядку, начиная с зимы. Назови время года, которое изображено на картинке. Почему ты так решил? Что происходит в природе весной? Какие изменения происходят с наступлением лета? Что происходит зимой с деревьями? Когда созревают овощи, фрукты, ягоды?».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок быстро и в правильной последовательности раскладывает картинки с изображением времен года, отвечает на вопросы, рассуждает, не боится высказывать свое мнение.
2 балла – ребенок затрудняется при ответах на вопросы, требуется помощь взрослого.
1 балл – ребенок не отвечает на вопросы.
Задание № 9
Цель: выявить уровень сформированности представлений о частях суток, их последовательности.
Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Ход проведения: ребенку предлагают рассмотреть картинки и разложить их по порядку, начиная с утра.
Инструкция: «Рассмотри картинки. Разложи их по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)»
Критерии оценки:
3 балла – ребенок справился с заданием, безошибочно ответил на все вопросы.
2 балла – ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется.
1 балл – ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.
Задание № 10
Цель: выявить уровень сформированности представлений о растениях и животных Республики Коми.
Материал: предметные картинки с изображением растений и животных, которые можно встретить в Республике Коми и не растущих и не обитающих там (береза, одуванчик, мать-и-мачеха, пальма, верблюд, волк, медведь, тигр, лев).
Ход проведения: ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата.
Инструкция: «Рассмотри картинки. Назови растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок имеет представления о природе родного края, правильно классифицирует растения и животных. Определяет растения и животных, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор.
2 балла – ребенок при классификации растений, животных родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.
1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.
Задание № 11
Цель: выявить уровень сформированности представлений о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата, в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе.
Ход проведения: ребенку предлагают поиграть в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок должен, перемещая стрелку, рассказать о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу.
Инструкция: «Давай мы с тобой поиграем в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо». Перемещай стрелку и расскажи о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу».
Критерии оценки:
3 балла – ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
2 балла – ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, но не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.
1 балл – ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.