Валентина Хакимьянова
Формирование экологических представлений у детей первой младшей группы при изучении времен года
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я, Хакимьянова Валентина Леонидовна, работаю в детском саду № 117 города Дзержинска Нижегородской области. Имею первую квалификационную категорию. Стаж педагогической работы 37 лет. Мое педагогическое кредо: Росток, доверенный нам мамой, лелеем, любим и растим.
Слайд 2. Вашему вниманию представляется методическая разработка, на тему «Формирование экологических представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста при изучении времен года».
Публикация «Формирование экологических представлений у детей первой младшей группы при изучении времен года» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Слайд 3. Исследование проводилось в период с 2013 по 2017 годы и включало в себя несколько направлений. Первоначально была проанализирована научная и психолого-педагогическая литература.
Установлено, что экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Это первое звено во всей системе непрерывного экологического образования. Основной его задачей является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания, о чем свидетельствуют исследования ряда ученых (С. Н. Николаевой, Т. А. Серебряковой, О. А. Соломенниковой, С. Н. Теплюк)
Также мной были выявлены возрастные особенности детей 2-3 лет. Данный период - это эмоциональное восприятие всего окружающего, природных объектов и явления. Именно при формировании первых экологических представлений о природе у малышей одновременно развивается моторика, сенсорная чувствительность, мышление и другие психологические функции.
Анализ методической литературы по экологическому воспитанию младших дошкольников показал, что педагоги выделяют четыре направления изучения природы в данный период: растения, животные, неживая природа и времена года. Существует множество форм и методов по изучению природы в данном возрасте, в том числе и времен года. Большое внимание отводится наблюдениям за погодой, природными объектами, но мало применяется методов для закрепления усвоенного материала.
Слайд 4. Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников показал, что большинство педагогов внедряют экологическое направление среди детей с 4-5 лет. Программы по экологии для младшего звена практически отсутствуют, а на изучение времен года отводится мало времени. В связи с этим дети в младших группах путают времена года, не могут сопоставлять их признаки. Это подтверждают и воспитатели из других дошкольных учреждений.
Таким образом, сложилось явное противоречие:
- между богатым накопленным теоретическим материалом экологического воспитания, использованием различных форм и методов и сложившейся ситуацией недостаточного усвоения детьми младшего дошкольного возраста представлений о временах года.
Решением данного противоречия стала разработка и внедрение системы дополнительных занятий по изучению времен года.
Слайд 5. Данная система занятий опирается на ведущие идеи, подходы и дидактические принципы экологического образования.
Основой является экологизация образовательного процесса (Н. М. Мамедов, т. е. внедрение экологических идей в общую систему образования и воспитания.
Также содержание занятий построено с учетом натуралистического и личностно-деятельного подходов. Натуралистический подход предполагает «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, т. е. изучение времен года происходит непосредственно на прогулке с помощью наблюдения.
Личностно-деятельностный подход рассматривает ребенка как субъекта деятельности, т. е. дошкольник приобретает знания, свой субъектный опыт в процессе познавательной, игровой, творческой деятельности.
Реализация подходов обеспечивается рядом общеобразовательных и экологических дидактических принципов.
Слайд 6. Цель системы дополнительных занятий заключается в формировании экологических представлений о природе младших дошкольников при изучении времен года. К данной цели на слайде представлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Слайд 7. Для решения цели и задач необходимо включение младших дошкольников в мир природы через систему дополнительных занятий для формирования у них экологических представлений о временах года.
Слайд 8. Таким образом, целевой аудиторией становятся дети первой младшей группы. Содержательная линия системы построена в качестве дополнения основной образовательной программы «От рождения до школы». Слайд 9. Особенностью системы дополнительных занятий является четкая последовательность технологического компонента, который включает в себя: наблюдение – театрализованное представление – дидактические игры с картинками и бумажной куклой - совместная творческая работа с родителями.
Наблюдение является первоосновой знакомства детей с природой. Наблюдение проводится на утренних прогулках раз в неделю – в 2 недели. Здесь изучаются погодные условия, сезонные изменения растений и животных, проводится анализ одежды детей в конкретное время года. Возможно применение таких приемов как измерение луж, снежного покрова. Сквозным методом при наблюдении являются дидактические и подвижные игры.
Если на улице плохая погода, то наблюдение за погодными явлениями можно проводить из окна.
После наблюдений на прогулке закрепление материала происходит с помощью театрализованного представления с учетом сезона года, где лучше всего использовать в качестве персонажей животных, растения, объекты неживой природы.
Следующие два занятия проходят с использованием дидактических игр. На одном из занятий планируется собрать сюжетную картинку из четырех – шести пазлов, на которой изображено определенное время года. Дети должны ответить самостоятельно либо с помощью воспитателя, какое время года они собрали. К основной сюжетной картинке добавляются карточки с изображением природных явлений из разных времен года. Детям нужно правильно подобрать нужные карточки. Таким образом, на данном занятии закрепляется материал о сезонных изменениях, развивается мышление, моторика, умение детей работать в группах.
Другое занятие с применением дидактического материала проводится по закреплению информации об одежде в разное время года. У каждого ребенка есть бумажная кукла с разными видами одежды. Малыш должен выбрать одежду по сезону и одеть куклу. В конце занятия воспитатель вместе с дошкольниками проговаривает названия вещей, которые выбрали дети, еще раз повторяет название времени года.
Слайд 10. Заключительное занятие проводится совместно с родителями. Целью данного занятия является познакомить родителей с тем, что знают или должны знать дети по каждому времени года, а также настроить их на совместную творческую работу. Конечным творческим продуктом может быть либо поделка из природного материала, либо рисунок, либо экологический плакат, посвященный каждому времени года.
С помощью данной технологии у дошкольников формируются экологические представления о временах года, они проявляют познавательный интерес, формируются навыки мыслительной деятельности.
Слайд 11. В качестве условий реализации необходимо создатьэколого-развивающую среду, иметь необходимый дидактический материал, художественную литературу о природе, а также материально- техническую базу.
Слайд 12. Опытно – экспериментальная работа осуществлялась в течение трех лет на базе Детского сада № 117 среди дошкольников первых младших групп.
В ходе трехлетнего эксперимента в каждом году участвовало 20 детей.
Диагностика проводилась по методике О. А. Соломенниковой, по которой определялись уровни сформированности экологических представлений. Они представлены на слайде.
Слайд 13. На констатирующем этапе эксперимента все дошкольники показали низкий уровень сформированности экологических представлений о временах года – 100%. Это объясняется тем, что в детский сад дети приходят со слабой речевой активностью. Свое общение они выражают в большинстве случае через мимику, звуки или простые слова. Соответственно понятия «осень», «зима», «весна», «лето» у них еще не сформировано.
Сравнительный анализ контрольного этапа эксперимента показал, что во все учебные года, практически все младшие дошкольники сформировали экологические представления о временах года. Наибольший процент имеет средний уровень (60%-65%, высокий уровень сформированности составляет от 20% до 25%, на низком уровне остаются 2-3 малыша (10%-15%).
Таким образом, это указывает на эффективность внедрения системы дополнительных занятий по изучению времен года.
Слайд 14. Все результаты экспериментальной работы были озвучены на методических совещаниях детского сада.
Учитывая выше изложенное, данная система может быть рекомендована к использованию в других дошкольных учреждениях.
Слайд 15. Спасибо за внимание.