Светлана Макарова
Диагностический инструментарий для обследования уровня сформированности графомоторных навыков у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностический инструментарий
для обследования уровня сформированности графомоторных навыков детей
Цель: определить уровень сформированности графомоторных навыков дошкольников. Отследить динамику достижений каждого ребенка и наметить перспективу работы.
№ п/п Название теста Содержание Результат
1 Тест «Речка»
Публикация «Диагностический инструментарий для обследования уровня сформированности графомоторных навыков у детей» размещена в разделах
(С. О. Филиппова) Контур «Речки» для всех возрастов предлагается одинаковый. Он определен произвольно с учетом периодического (но не равномерного) увеличения и уменьшения сечения для линий. Такое распределение длины линий также отражает характерные признаки амплитуды письма.
Количество линий в графическом упражнении для детей разного возраста различно: для детей шестого года – 20, для детей седьмого года -30. Высокий уровень – задание выполнено полностью, без искажения линий и захождений за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии.
Средний уровень – задание выполнено полностью, но со значительными искажениями; задание выполнено полностью, но только наполовину.
Низкий уровень – задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.
2 Тест «Дорожки» (по Л. Венгеру). Рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.
Высокий уровень – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз.
Средний уровень – выход за пределы дорожки не более 1 раза, линия ровная, карандаш отрывается не более пяти раз.
Низкий уровень – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.
3 Штриховка
Выполнить задание, в котором ребенок накладывает штрихи в каком – то одном направлении в пределах заданной формы.
Высокий уровень – задание выполнено полностью без искажения линий и захождения за контур.
Средний уровень – задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но только наполовину.
Низкий уровень – задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями.
4 Чувство ритма
Обследование ритмических движений у детей в условиях не заданного извне темпа. Интервалы штриховки: для детей 6 – го года жизни – 2 секунды, для детей 7 –го – года жизни – 1, 5 секунды. Высокий уровень – укладывается в заданном интервале.
Средний уровень – превышает заданный интервал на 0,5 секунд.
Низкий уровень – не укладывается в заданном интервале.
5 Зрительно – моторная координация
Изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: две узких и в 1,5 мм между ними – широкая (1,5 мм, не тугие ножницы. Продолжительность работы 1 минута.
Высокий уровень – круг вырезан по широкой линии.
Средний уровень – не более двух перерезаний узкой линии или одно перезание широкой.
Низкий уровень – большее количество перерезаний и превышение времени
6 Тест «Собери мозаику». Для теста требуется плато мозаики и 30 – 35фишек одного цвета. Задача – вставить как можно больше фишек в отверстия за 1 минуту. Фишки можно располагать в любом порядке. Помогать другой рукой не рекомендуется. Высокий уровень – вставлены все фишки.
Средний уровень – вставлено 20 – 25 фишек.
Низкий уровень - вставлено 10 – 19 фишек.
7 Развитие техники рисунка
Задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные элементы которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать рисунок.
Высокий уровень – полное соответствие с образцом, отсутствие какой - либо неточности в рисунке.
Средний уровень – увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка.
Низкий рисунок – неправильно изображенный элемент рисунка, неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка.
8 Ориентация на листе бумаги
В левой половине листа бумаги нарисованы десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. Ребенку предлагается рядом (в правой стороне листа) нарисовать десять точек, повторяя их расположение на образце.
Высокий уровень – точное повторение расположения точек с сохранением масштаба рисунка.
Средний уровень – небольшое нарушение расстояний между точками при сохранении формы пятиугольника или точное копирование формы рисунка при нарушении масштаба.
Низкий уровень - форма пятиугольника не сохранена, точки расположены беспорядочно.
Карта педагогического обследования детей
№ п/п Ф. и.
ребенка Тест «Речка»
(С. О. Филиппова) Тест «Дорожки» (по Л. Венгеру). Штриховка
Чувство ритма
Зрительно – моторная координация
Тест «Собери мозаику». Развитие техники рисунка
Ориентация на листе бумаги
1
2
3
Оценка и критерии выполнения заданий:
1 балл – низкий уровень
Ребенок плохо владеет знаниями, умениями и навыками, не может выполнить задание.
2 балла – средний уровень
Ребенок частично владеет знаниями, умениями и навыками, выполняет задание с помощью взрослого.
3 балла – высокий уровень
Ребенок хорошо владеет знаниями, умениями и навыками, уверенно выполняет задание.