Анна Яцковская
Диагностика личностно-социального развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.
Публикация «Диагностика личностно-социального развития дошкольника» размещена в разделах
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Организация диагностики : на листе бумаги, разделенном на три части, воспитатель или психолог предлагают ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.
Данная методика может быть использована только в том случае, если ребенок хорошо владеет изобразительными умениями и навыками!
По ходу выполнения ребенком задания воспитатель не вмешивается в этот процесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.
Обработка результатов: в таблицу оформляют пять психологических характеристик:
чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»);
легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчас»);
наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»);
адекватность половой идентификации (все рисунки);
адекватность возрастной идентификации (все рисунки).
Форма протокола
Ф. И. ребенка Самоценность Контакть Комфорт Пол Возраст Примечания
Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» — 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 балл из 5. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.
Таблица
Определение признаков эмоционального неблагополучия ребенка
(при наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)
Параметры Признаки неблагополучия
Чувство неполноценности, низкая самооценка Маленькие узкие плечи; вся фигура малого размера; короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной; рисунок у нижнего края листа, в нижней части; карикатурный стиль, изображение клоуна
Трудности общения Выделенное в сравнении с фигурой лицо; отсутствие основных деталей лица, рта; человек нарисован схематично, из отрезков, палочек; человек или голова в профиль; руки, фигура в оборонительной позе
Параметры Признаки неблагополучия
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом; стирание какой-либо детали; штриховка какой-либо части фигуры; прорисована линия основания: пол, земля, короткие штрихи, двойные или прерывистые линии; темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке
Неадекватная половая идентифика-ция Одежда, атрибуты противоположного пола; фигура, волосы не соответствуют полу ребенка
Неадекватная возрастная иденти-фикация На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»; на рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»
Методика исследования самооценки дошкольника
(В. Г. Щур, С. Г. Якобсон в модификации В. В. Ветровой)
Цель: изучить особенности самооценки ребенка-дошкольника.
1 вариант
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись или значок (символ) : счастье (радость, здоровье, ум.
Инструкция. «Посмотри пожалуйста, здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой — самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»
2 вариант (для старших дошкольников)
Материал: лист белой бумаги, карандаш, ластик.
Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, три лесенки из пяти ступенек. Видишь, на доске нарисованы три лесенки: одна — лесенка счастья, другая — здоровья, третья — ума. Ты можешь нарисовать лесенки любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»
Возможно использование этого варианта с подгруппой детей. Самостоятельное изображение лесенок дошкольниками позволяет оценить их величину: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости или неустойчивости самооценки.
Анализ результатов производится в баллах: 5-я ступенька — 5 баллов, 4-я - 4 балла, 3-я - 3 балла, 2-я - 2 балла, 1-я - 1 балл.
Если показатели в сумме дают 14-15 баллов — завышенная самооценка, от 9 до 13 баллов - адекватная, от 8 до 3 - заниженная. Результаты рекомендуется соотнести с другими исследованиями самооценки ребенка.
Методика «Краски в подарок на день рождения»
разработана на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк с целью диагностики структуры детской группы и характера отношений между сверстниками
(Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1997. С. 190-195)
Методика проведения. Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров или карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявля-ется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие, в ходе которого говорит: «У каждого человека один раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»
Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочте-ний на основе цвета «подаренного» фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас).
Радость ассоциируется с красным цветом, удивление — с желтым, утомление — с серым, страх — с черным, гнев — с красным и черным, грусть — с синим и серым, интерес — с синим и зеленым.
Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей (KB — коэффициента взаимности; УБВ — уровня благополучия взаимоотношений; ИИ — индекса изолированности) появляется новый цвет предпочитаемого выбора.
Обработка и анализ социометрического исследования. Первичная информация каждого социометрического исследования — социометрический выбор, который фиксируется в ходе самого исследования в таблице.
Имена детей № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы — число полученных выборов, число взаимных выборов. Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы.
Следующий этап работы — определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. К ним относятся:
социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений;
уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);
коэффициент взаимности (KB);
индекс изолированности (ИИ);
«цветная палитра» социометрических выборов.
Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: 1 - «звезды» (5 и более выборов); 2 -«предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 — «принятые» (1-2 выбора); 4 -«не принятые» (0 выборов).
Уровень благополучия взаимоотношений.
УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях (1 и 2, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении — как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий.
Низкий УБВ — сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Коэффициент взаимности вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это ведущий для нас показатель, так как он выражает сплоченность, привязанность, дружбу между детьми. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности:
1 уровень KB = 15-20% (низкий,
2 уровень KB = 21-30% (средний,
3 уровень KB = 31-40% (высокий,
4 уровень KB = 40% и выше (сверхвысокий).
Цветовая палитра социометрических выборов. Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом «подаренной» краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности «звезды», желтых, сине-зеленых — показателем интереса к взаимодействию, черно-коричневых ~ показателем стремления избегать контактов.