Папки-передвижки

Диагностика личностно-социального развития дошкольника

Анна Яцковская
Диагностика личностно-социального развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.

Публикация «Диагностика личностно-социального развития дошкольника» размещена в разделах

Организация диагностики : на листе бумаги, разделенном на три части, воспитатель или психолог предлагают ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.

Данная методика может быть использована только в том случае, если ребенок хорошо владеет изобразительными умениями и навыками!

По ходу выполнения ребенком задания воспитатель не вмешивается в этот процесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.

Обработка результатов: в таблицу оформляют пять психологических характеристик:

чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»);

легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчас»);

наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»);

адекватность половой идентификации (все рисунки);

адекватность возрастной идентификации (все рисунки).

Форма протокола

Ф. И. ребенка Самоценность Контакть Комфорт Пол Возраст Примечания

Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» — 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 балл из 5. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Таблица

Определение признаков эмоционального неблагополучия ребенка

(при наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Параметры Признаки неблагополучия

Чувство неполноценности, низкая самооценка Маленькие узкие плечи; вся фигура малого размера; короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной; рисунок у нижнего края листа, в нижней части; карикатурный стиль, изображение клоуна

Трудности общения Выделенное в сравнении с фигурой лицо; отсутствие основных деталей лица, рта; человек нарисован схематично, из отрезков, палочек; человек или голова в профиль; руки, фигура в оборонительной позе

Параметры Признаки неблагополучия

Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом; стирание какой-либо детали; штриховка какой-либо части фигуры; прорисована линия основания: пол, земля, короткие штрихи, двойные или прерывистые линии; темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке

Неадекватная половая идентифика-ция Одежда, атрибуты противоположного пола; фигура, волосы не соответствуют полу ребенка

Неадекватная возрастная иденти-фикация На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»; на рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»

Методика исследования самооценки дошкольника

(В. Г. Щур, С. Г. Якобсон в модификации В. В. Ветровой)

Цель: изучить особенности самооценки ребенка-дошкольника.

1 вариант

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись или значок (символ) : счастье (радость, здоровье, ум.

Инструкция. «Посмотри пожалуйста, здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой — самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»

2 вариант (для старших дошкольников)

Материал: лист белой бумаги, карандаш, ластик.

Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, три лесенки из пяти ступенек. Видишь, на доске нарисованы три лесенки: одна — лесенка счастья, другая — здоровья, третья — ума. Ты можешь нарисовать лесенки любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»

Возможно использование этого варианта с подгруппой детей. Самостоятельное изображение лесенок дошкольниками позволяет оценить их величину: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости или неустойчивости самооценки.

Анализ результатов производится в баллах: 5-я ступенька — 5 баллов, 4-я - 4 балла, 3-я - 3 балла, 2-я - 2 балла, 1-я - 1 балл.

Если показатели в сумме дают 14-15 баллов — завышенная самооценка, от 9 до 13 баллов - адекватная, от 8 до 3 - заниженная. Результаты рекомендуется соотнести с другими исследованиями самооценки ребенка.

Методика «Краски в подарок на день рождения»

разработана на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк с целью диагностики структуры детской группы и характера отношений между сверстниками

(Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1997. С. 190-195)

Методика проведения. Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров или карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявля-ется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие, в ходе которого говорит: «У каждого человека один раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочте-ний на основе цвета «подаренного» фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас).

Радость ассоциируется с красным цветом, удивление — с желтым, утомление — с серым, страх — с черным, гнев — с красным и черным, грусть — с синим и серым, интерес — с синим и зеленым.

Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей (KB — коэффициента взаимности; УБВ — уровня благополучия взаимоотношений; ИИ — индекса изолированности) появляется новый цвет предпочитаемого выбора.

Обработка и анализ социометрического исследования. Первичная информация каждого социометрического исследования — социометрический выбор, который фиксируется в ходе самого исследования в таблице.

Имена детей № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы — число полученных выборов, число взаимных выборов. Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы.

Следующий этап работы — определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. К ним относятся:

социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений;

уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);

коэффициент взаимности (KB);

индекс изолированности (ИИ);

«цветная палитра» социометрических выборов.

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: 1 - «звезды» (5 и более выборов); 2 -«предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 — «принятые» (1-2 выбора); 4 -«не принятые» (0 выборов).

Уровень благополучия взаимоотношений.

УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях (1 и 2, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении — как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий.

Низкий УБВ — сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это ведущий для нас показатель, так как он выражает сплоченность, привязанность, дружбу между детьми. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности:

1 уровень KB = 15-20% (низкий,

2 уровень KB = 21-30% (средний,

3 уровень KB = 31-40% (высокий,

4 уровень KB = 40% и выше (сверхвысокий).

Цветовая палитра социометрических выборов. Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом «подаренной» краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности «звезды», желтых, сине-зеленых — показателем интереса к взаимодействию, черно-коричневых ~ показателем стремления избегать контактов.

Публикации по теме:

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

Нетрадиционные техники рисования как один из механизмов развития дошкольника Творчество-это неотъемлемая часть детского развития. В то же время творчество направлено на создание новых,социально значимых результатов.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика личностно-социального развития дошкольника
Опубликовано: 28 января 2020 в 18:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика личностно-социального развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Анна Яцковская (УИ 499184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД