Татьяна Авдеева
Диагностическая программа для развития межличностных отношений у младших школьников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
«Диагностическая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития»
Для изучения особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР была разработана диагностическая программа, основанная на результатах анализа психолого-педагогической литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Публикация «Диагностическая программа для развития межличностных отношений у младших школьников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В диагностической программе была использованы пять методик: 1. Анкета для оценки привлекательности классного коллектива разработанная Сишором. Предназначена она для оценки привлекательности класса (группы). 2. Проективная методика «Что мне нравится в школе?» по Н. Г. Лускановой. Методика выявляет отношение детей к школе и готовность к обучению. 3. Методика «Диагностика уровня групповой сплоченности» разработана Сишором. Определение степени интеграции в группе. 4. Методика «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла разработана Д. Кэмпбеллом. Выявляет уровень благожелательности, дружелюбия и расположения к другим. 5. Методика «Шкала доверия» Розенберга разработана М. Розенбергом. Оценивает общее доверие к людям.
Таблица 2
Программа исследования межличностных отношений младших школьников
№ п/п Методика Цель методики
1 Анкета для оценки привлекательности классного коллектива Оценка привлекательности для учеников младшего школьного возраста в классном коллективе
2 Проективная методика «Что мне нравится в школе?»
Выявить межличностные отношения детей в группе сверстников младшего школьного возраста
3 Методика «Диагностика уровня групповой сплоченности»
Выявить уровень сплоченности детей в группе сверстников младшего школьного возраста
4 Методика «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла
Выявить уровень доброжелательности детей в группе сверстников младшего школьного возраста
5 Методика «Шкала доверия» Розенберга Выявить уровень доверия к другим людям, их доброте, честности, помощи в группе сверстников младшего школьного возраста
1. Анализ статусной структуры полученной по результатам методики анкета оценки привлекательности для классного коллектива выявил, что дети с задержкой психического развития с положением в коллективе сверстников имеют сложности. Классный коллектив для них не привлекательный. Преобладает нейтральное и негативное отношение к классному коллективу.
2. Проективная методика «Что мне нравится в школе» показала, что в группе у дете с ЗПР: в школе видят не только учебный процесс, но и возможность для общения. Таким образом, мы можем отметить, что межличностные отношения для младших школьников с ЗПР имеет слабое значение, так как никто из детей не нарисовал себя и одноклассников.
3. Методика «Диагностика уровня групповой сплоченности» выявила, что групповая сплоченность - это очень важный параметр, который показывает степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. На основании полученного результата, выявлена необходимость повышения степени групповой сплоченности в группе младших школьников с ЗПР.
4. Методика «Шкала доброжелательности Кэмпбелла» выявила, что достаточно низкая доброжелательности в коллективе младших школьников с ЗПР.
5. Методика «Шкала доверия» Розенберга показала, что младшие школьники с ЗПР нуждаются в специальной коррекционной работе, на улучшение отношений учащихся друг к другу и развитие межличностных отношений.