Наталья Соколова
Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.
Социальное развитие ребенка — процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народы и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение: и неважно с кем - это могут быть как сверстники, так и взрослые. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, - это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными: с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение. А дети учат друг друга общению в своем маленьком мире
Публикация «Диагностическая методика „Социальные домики“ для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Проблемы
В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети и пр. Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям.
Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Методологическая основа
Методика Рене Жиля. Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.
Цель: изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из социальных домиков и фигурок животных изображающих детей и взрослых, а также текстовых заданий (проблемные ситуации).
Направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Простота и сюжетно-ролевая игра фигурками, отличающие эту методику от других тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская игровая методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др., отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения
Инструкция содержит особенности проведения процедуры обследования.
В начале работы психолог предлагает выбор ребенку, (с каким домиком он хочет поиграть.)
В младшем дошекольном возросте ребенку предлагается - «дом - семья»;
В среднем возрасте - «дом – семья» или «дом,- детский сад»;
В старшим дошкольникам все три, в том числе и «дом - школа».
Ребенок должен выбрать себя среди фигурок определить остальные роли, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.
В текстовых заданиях ребенку предлагается (определенная проблемная ситуация) в том либо в другом социуме. Ребенок начинает обыгрывать ситуацию, выбирая типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.