Аксана Нугаманова
Формирование познавательной активности у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.
Публикация «Формирование познавательной активности у младших школьников» размещена в разделах
На сегодняшний день есть два пути формирования познавательной активности : экстенсивный и интенсивный. Оба они имеют одну конечную цель: воспитание нравственной, образованной, творческой, социально-активной личности.
Попытки учителя сформировать приемы обобщения, а также поиск детьми обобщенных способов решения не редко бывают безуспешными, что сказывается на характере познавательной активности школьников. Тем не менее, учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке желание познавать все новое.
С целью формирования у детей познавательной активности учителю необходимо :
• создать на уроке доброжелательную атмосферу;
• использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
• концентрировать внимание на главном учебном материале;
• избегать перегрузки учащихся.
Следует отметить, что познавательная активность формируется средствами отбора информации и путем участия младших школьников познавательной деятельности.
Хотим предложить вашему вниманию проведенную нами опытно – педагогическую работу, цель которой являлось формирование познавательной активности у младших школьников.
Нами были выбраны нестандартные формы обучения, которые в последнее время часто используются учителями начальных классов. Их главная цель – формирование познавательной активности учащихся. Нетрадиционная форма урока : сказка, путешествие, игра соответствует возрастным особенностям младших школьников. В игре дети с легкостью овладевают новыми умениями, знаниями. На нестандартном уроке можно использовать различные формы игры и учения. В результате его увеличивается вероятность приобрести новые знания, умения и развитие своих творческих способностей.
Рассмотрим более подробно каждую из форм.
1) Урок – викторина по литературному чтению на тему «Сказка мудростью богата».
С начала урока детям была предложена самостоятельная работа:
- Определить тему урока с помощь заданий: ребуса, составление слова и слогов взятых из других слов, загадки.
- Определить цели: на какие группы делятся сказки, виды сказок, в чем особенность построения сказки, в чем ее отличие от других литературных произведений.
- Разгадать кроссворд с помощью загадок, например: Кто из героев напугал всех своим пыхтением.
- Использование сюрпризного момента: Почтальон Печкин принес телеграмму с адресатом из сказки, нужно их определить.
- Использование «черного ящика» со сказочными предметами.
По итогам урока, нами совместно с учениками, было принято решение составить проект. В составлении проекта приняли участие, как ученики, так и их родители. Проект мы назвали: «Что за прелесть эти сказки».
2) Урок – конкурс (КВН) на тему «Мир вокруг нас».
На уроке детям так же предлагалась самостоятельная деятельность, что сразу активизировало внимание детей.
- В преддверии КВН дети самостоятельно поделились на команды, выбрали себе капитанов.
- Подготовили домашнее задание: эмблему, название команды, приветствие.
- Разгадывали кроссворды с помощью отгадок по загадкам.
- Отвечали на вопросы, например: Что делает зимой ежик?
- Расшифровывали названия животных и распределяли их по группам, например: льдоша, соль, вайруем (лошадь, лось, муравей).
Это задание особенно понравилось детям, в процессе расшифровки они предлагали много разных вариантов.
- Была предложена проблемная ситуация: в лесу пожар, что нужно делать?
В КВН участвовали все ученики без исключения, они проявляли себя очень активно.
3) Интегрированный урок по Русскому языку и литературному чтению на тему: «Там на неведомых дорожках».
- Урок сразу начался с проблемной ситуации: записка от Афанасия (домового) попавшего в беду на острове Сна.
- Поиск карты острова с помощью чистописания.
- Использование игры «Скороговорки», ошибаешься – выбываешь. (На дворе трава, на траве – дрова).
- Написание текста в тетрадях. (Текст был взят из литературных произведений, дети внимательно его прослушали, вспомнили название произведения, о каком персонаже говорится и только после этого приготовились к написанию текста).
Особенность этого урока заключалась в том, что в его составлении не было четкой последовательности, в ходе урока нами выбирались задания предложенные детьми.
4) Урок – сказка на тему: «Встречай гостей». (Русский язык).
5) Урок – сюрприз «Подарок от Хоттабыча». (Литературное чтение).
На уроках все дети принимали активное участие, с интересом включались во все виды заданий, с радостью выполняли их. Дети, у которых утомляемость и отвлекаемость превышала активность, на таких уроках раскрывались по-новому. Проявляли активность и высокую работоспособность.
Так же с целью формирования познавательной активности нами были использованы загадки: краткое описание предмета или явления, заключающее в себе задачу в виде прямого или предполагаемого вопроса. Мы предлагали загадки, в которых ученики по одному или по двум признакам могли восстановить целостный образ объекта или явления. Так же вниманию учеников предлагались загадки, в которых перечень предметов и их признаков мог быть расширен или они были построены на основе отрицательного сравнения.
Дети поочередно сопоставляли разные и в то же время сходные признаки, группировали их по-новому и путем исключения ошибочных ответов при накоплении новых признаков находили отгадку. В данной работе мы развивали у детей способность рассуждать, логически и образно мыслить.
Чаще всего дети решали кроссворды или ребусы, поскольку это является специфической формой работы с загадками. Дети не только могли работать самостоятельно, но и в группах или парах. Таким образом, в данном виде у детей развивалось социально-коммуникативное общение.
На уроках нами использовались познавательные задания : вопросы, разные виды игр.
Особое внимание мы уделили дидактическим играм, поскольку они являются творческой, целенаправленной деятельностью, в процессе которой дети глубже познают явления окружающей действительности и делают процесс обучения интересным, так же способствуют преодоления препятствий в усвоения материала учениками.
При подборе дидактических игр мы отталкивались от интереса учащихся, иногда выходили за рамки учебной программы.
В работе часто использовались приемы, которые формируют активность у учеников, например:
«Перевертыши». Информация записывалась словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении, детям было необходимо правильно прочитать информацию.
«Лови ошибку». Ученики находили в тексте специально допущенные ошибки и исправляли их.
Использование таких приемов способствовало:
• повышению активности учащихся на уроках;
• формированию навыков самостоятельной и групповой работы с учебным материалом;
• стремлению учеников устанавливать причинно-следственные связи в природе и обществе.
В учебном процессе мы часто использовали такие методы, как:
• Проблемное изложение знаний.
• Эвристическая беседа, в которой знания учащихся не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно с помощью разнообразных средств.
• Исследовательский - основанный на полученных и новых знаниях.
Существенную роль в формировании познавательной активности сыграла самостоятельная работа. Поскольку именно она развивает познавательные способности учащихся, способствует выработке практических умений и навыков, делает приобретенные знания осмысленными и глубокими.
В работе с детьми младшего школьного возраста нами в первую очередь учитывались возрастные особенности этих детей. Уроки были составлены так, чтобы ученикам было интересно, и они принимали в них активное участие.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Процесс формирования познавательной активности у младших школьников может иметь положительный результат при правильно сформированной и организованной опытно - педагогической деятельности.