Приложение МААМ

Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии

Аделина Сагитова
Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии
▼ Скачать + Заказать документы

Любой коллектив по своей социальной структуре не является однородным. Как правило, в нем существуют свои неофициальные подгруппы, в рамках которых общаются те или иные члены коллектива. Характер возникновения таких подгрупп зависит от множества факторов: ценностных установок, социального статуса, личностных особенностей человека.

И хотя детские коллективы носят упрощенный характер в плане взаимодействия, тем не менее, по характеру зарождения подобных мини-групп они полностью аналогичны коллективам взрослых людей.

Публикация «Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии» размещена в разделах

Для того, чтобы поддерживать мир и гармонию, педагогу ДОУ необходимо знать о "внутреннем мире" своей группы. Видеть его в мельчайших подробностях, чтобы в дальнейшем умело разрешать конфликты, знать рычаги позитивного и негативного влияния (когда кто-то из детей учит других плохому или наоборот, помогать застенчивым детям и, наоборот, успокаивать гиперактивных и контролировать агрессивных.

Конечно, для этого подходит метод наблюдения, но он довольно субъективный и во многом зависит от множества условий. Другое дело - нечто более объективное и визуально понятное. Например, социометрия.

Социометрическая техника - это метод, который применяется для диагностики межличностных отношений для дальнейшей их коррекции или сравнения.

Эта техника строится на субъективном выборе каждого члена группы: положительного (симпатия) и отрицательного (антипатии). По завершению исследователь (педагог или психолог) строит социограмму (карту взаимодействий, где отмечает членов группы, которые: а) набрали большее количество положительных голосов (звезды, б) набрали умеренное количество голосов (предпочитаемые, в) не получили ни одного голоса (игнорируемые, в) получили только отрицательные голоса (отвергнутые). Она состоит из четырех зон, где исследователь располагает всех членов группы, в зависимости от набранного количества голосов.

Социограмма дает возможность в деталях рассмотреть существующие какие бы то ни были отношения в группе между детьми.

Как проводить социометрию?

Существует множества вариантов. Но самый простой и доступный - это вариант с 3-мя карточками.

Во время диагностики исследователь приглашает в спальню группы по одному ребенку. И предлагает ему решить, кому бы он хотел подарить эти 3 карточки (их можно заменить на фишки или наклейки). Полученные ответы заносят в специальную таблицу выборов, где заведомо записаны все члены группы. Затем, когда положительный выбор сделан, у ребенка спрашивают, кому бы он ни за что не стал дарить наклейку. И тоже заносят ответ в таблицу. Выборы нумеруются по критерию очередности: 3 — первый выбор, 2 — второй выбор, 1 — последний выбор. -1 — отрицательный выбор.

Взаимные выборы отмечаются галочкой или кружком, они необходимы для диагностики дружественных или враждебных отношений между детьми.

Для удобства и точности можно составить дополнительную таблицу с конечным результатом, где участникам исследования выставляется социометрический статус (звезда, предпочитаемый, игнорируемый или отверженный)

Далее результаты в виде схемы переносятся на социограмму, где квадратиками отмечаются мальчики, а треугольниками - девочки.

При необходимости на социограмму так же можно нанести специальные стрелки, которые будут обозначать характер выбора:

——> позитивный односторонний выбор,

<——> позитивный обоюдный выбор,

---> негативный односторонний выбор,

<---> негативный обоюдный выбор.

Что нужно помнить?

Для того, чтобы детское социометрическое исследование носило более точный характер, необходимо придерживаться некоторых правил:

1) не проводить социометрию, если в группе есть длительно отсутствующие, так как дети акцентируют свое внимание только на тех, с кем играли или кого видели непосредственно перед диагностикой;

2) не помогать в выборе, задавая наводящие вопросы, если ребенок сомневается;

3) разговаривать мягко и дружелюбно, без какого либо давления, иначе ребенок может испугаться или растеряться;

4) для мотивации необходимо запастись небольшим подарком для каждого участника, какой он будет получать после опроса: это может быть та же наклейка или фишка.

Публикации по теме:

Диагностика 2 младшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань «Детский сад № 10 «Дубравушка».

Диагностика ребенка. Моторные асимметрии. Функциональная асимметрия рук. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Результат: Во время выполнения.

Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре Аннотация: Целью статьи является разработать проблему формирования межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Дошкольное.

Изучение взаимоотношений между детьми, метод игровой социометрии КПК: «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» ВЫПОЛНИЛ:.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Опыт работы «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» Литературный обзор состояния вопроса. 1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении. Проблема.

Проект «Развитие межличностных отношений детей 3–5 лет (на материале народных игр)» Введение Актуальность темы проекта. Развитие межличностных отношенийу детей 3-5лет является на современном этапе развития российского общества.

Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 2) 1.2 возрастные особенности развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх Возрастные особенности - это качественно.

Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Занятие по коррекции межличностных отношений в среде сверстников с использованием мульттерапии из программы «Остров Дружбы».Занятие по коррекции межличностных отношений в среде сверстников с использованием мульттерапии из программы «Остров Дружбы». Занятие № 5. Тайны подводного мира - завистливая морская звезда. Задачи: Формирование коммуникативных навыков, профилактика негативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии
Опубликовано: 22 октября 2016 в 19:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика межличностных отношений в ДОУ: метод социометрии» (включая файлы) размещена пользователем Аделина Сагитова (УИ 821096) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД