Жанна Арефьева
Детское экспериментирование (неживая природа) с водой и воздухом в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта.
1. Тема: Детское экспериментирование (неживая природа) с водой и воздухом.
2. Возрастная группа : средняя группа.
3. Цель: Развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях, как средствами познания окружающего мира.
4. Задачи:
Образовательные:
Публикация «Детское экспериментирование (неживая природа) с водой и воздухом в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
1. Расширить знания о свойствах воды: вода может быть твердой, в виде облака; со свойствами воздуха : воздух имеет место.
Развивающие:
1. Развивать зрительное слуховое внимание, память, мышление. Совершенствовать мелкую и общую моторику, дыхание, координацию речи с движениями.
2. Развивать мыслительные процессы.
3. Формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
5. Словарная работа: воздух, лаборатория, твёрдый лёд, пар.
6. Средства : ёмкости с водой, трёхлитровая банка с горячей водой, лёд, соломка, моющее средство, блюдце, резиновая игрушка, бутылка с мелкой крошкой.
7. Способы: художественное слово, вопросы к детям, положительная оценка.
8. Форма организации: фронтальная.
9. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением воды, облаков, тумана, льда, дождика.
10. Планируемые результаты: Применение исследовательских умений и навыков детей.
№ Этапы продолжительности Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей
1 Организационно-мотивационный этап (вводная часть) 1. Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. -Дети сегодня мы с вами будем заниматься интересной работой, мы будем с вами экспериментировать. Посмотрите, у нас целая лаборатория (показываю колбочки с водой). Вам интересно, чем же мы займемся?
Дети рассматривают и слушают.
Положительные ответы
2 Основной этап Решить поставленные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
2/1 Этап постановки проблемы Подготовить детей к восприятию нового материала. - А сейчас я вам загадаю загадку, отгадав, ее вы, узнаете, чем же мы займемся.
«Я и туча, и туман
И ручей, и океан
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу!»
- Правильно, это вода.
- А сейчас я вам покажу, что можно сделать с водой. Это вода
2/2 Этап восприятия материала Эксперименты с водой «Делаем облако»
- Я наливаю в трехлитровую банку горячей воды 2,5 см. кладу на противень несколько кубиков льда и ставлю его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, начинает охлаждаться, содержащийся в нем водяной пар конденсируется, образуя облако.
- Дети вы теперь знаете, как получается облако?
- Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
- А откуда же берется дождь?
- Вы знаете дети?
- Вот сейчас мы с вами и узнаем «Дождик»
Я наливаю в литровую банку горячей воды, банку закрываю крышкой с дырочкой, сверху кладу несколько кубиков льда, лёд тает от теплого воздуха и в дырочки стекает талая вода «имитируя капли дождя».
-Дети, что у нас получилось, все поняли?
-С поверхности горячей воды идет интенсивное испарение, а когда пар поднимается, то быстро остывает из-за блюдца со льдом и достигает точки росы, конденсируется на стенках банки и вода капельками стекает вниз.
Вот и получается «дождик»
-Дети, кто знает, какой может быть вода?
- Правильно, твердая вода – это лед.
- А когда лед тает, то превращается в воду.
- Давайте заморозим воду в ячейках из под конфет, добавим в воду немного краски, разного цвета. Вода принимает форму того предмета, в который помещена. А когда помещаешь такую льдинку в емкость с водой, то мы увидим, как тонкие цветные струйки отделяются от льдинки и закручиваются в красивые сосульки, а там кусочек льда становится все меньше и меньше. Посмотрите дети, как здорово получается!
- А сейчас отгадайте другую загадку:
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видим и все же
Без него мы жить не можем».
- Скажите дети, может ли человек жить без воздуха?
- Почему мы не можем увидеть воздух?
- Как мы можем обнаружить, что воздух существует?
Давайте с вами проведем опыты с воздухом.
Опыты с воздухом
С помощью соломинки перемешать предметы и выдувать воздух в чашку с водой и что мы видим?
А когда дуем через соломинку в бутылочку с мелкой крошкой, то заставляем ее подниматься со дна.
-Дети, а сейчас проведем опыт с мыльными пузырями.
Берем блюдца с водой, добавляем немного моющего средства и с помощью соломинки выдуваем мыльные пузыри. Какие у нас красивые мыльные пузыри получаются!
Дети в восторге
Положительные ответы
Ответы детей
- это дождик
Дети смотрят и слушают с интересом
Вода может быть твердой
Дети радуются от этого опыта.
Это воздух
- Конечно, нет
Ответы детей
ПузырькиДети с интересом выполняют.
Дети объединяются в пары и выполняют работу.
2/2 Этап практического решения проблемы - Дети, что нового, вы узнали о свойствах воды?
- Правильно, вода может превратиться в дождь, облако и в лед.
-А теперь возьмите стаканчики с водой и понюхайте её.
- Чем пахнет вода?
Правильно вода не имеет запаха.
- Попробуйте воду на вкус.
Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая?
Делаем вывод: вода не имеет ни запаха, ни вкуса. Ответы детей
У воды нет запаха
Вода без вкуса
3 Заключительный этап Формировать умение анализировать свою деятельность. -Дети, сегодня вы такие молодцы!
У нас все опыты сегодня получились.
- Кому было легко на занятии, потопаем.
-Кому было трудно на занятии, похлопаем.
А кому было интересно – улыбнитесь!
Ответы детей
Топают
Хлопают
Улыбаются