Валентина Тихонова
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 "Солнышко"
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольников.
Работу выполнила:
воспитатель Тихонова Валентина Юрьевна
МБДОУ д/с №3 «Солнышко»
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Аспекты формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста 5
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
1.1. Сущность познавательного интереса детей дошкольного возраста 5
Глава 2. Методика и организация детского экспериментирования 8
2.1. Учет возрастных особенностей при организации экспериментальной деятельности 8
2.2 Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника 9
2.3 Условия для экспериментирования в группе 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Актуальность. Проблема развития познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Объект исследования: Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Процесс экспериментальной деятельности детей в целях развития познавательного интереса.
Цель исследования: Теоретически и практически обосновать эффективность использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе.
- Создание социально - педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности воспитанников.
- Показать возможность применения экспериментов.
Практическая значимость: данная работа может быть использована в практике дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса средствами детского экспериментирования.
Глава 1 Аспекты формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста
1.1. Сущность познавательного интереса детей дошкольного возраста
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и в педагогической литературе Г. И. Щукина, Н. Р. Морозова.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н. Ф Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалев) [1,с. 26].
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Интерес – это "сплав" многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [9, с. 38].
Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса.
Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие– это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать [1,с. 124].
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний, объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание [7,с. 243].
Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Глава 2. Методика и организация детского экспериментирования
2.1. Учет возрастных особенностей при организации экспериментальной деятельности
Исследовательскую деятельность с детьми можно организовывать как в процессе занятий, так и на прогулках и в ходе наблюдений. Прежде всего, детей стараются знакомить с теми фактами действительности, которые попадают в поле их зрения. Занятия по опытно – экспериментальной деятельности нужно проводить в увлекательной для детей форме, и, конечно, с учетом их возрастных особенностей развития. У детей формируется желание задавать вопросы, и они уже самостоятельно пытаются искать на них ответы. Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.». Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны взрослого речь детей постоянно прерывается.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство.
Предоставляя детям самостоятельность, педагог должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между детьми и воспитателем. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы[6,с. 42].
В процессе опытно - экспериментальной деятельности обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
2.2 Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома [6,с. 73].
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным [10,с. 59].
При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми [6,с. 78].
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования :
- экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
- экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
- экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;
- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;
- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;
- детское экспериментирование, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка [9, с. 21].
2.3 Условия для экспериментирования в группе
Понимая значение детских опытов и экспериментирования для психологического развития ребенка, следует создавать в группе «Детскую лабораторию». Оснащать ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей [10,с. 90]. В этой лаборатории можно изучать объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни…
Это дает возможность:
• работать с детьми небольшими подгруппами,
• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.
• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»).
Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходит 1 раз в неделю по 25-30 мин. Подбор детей в группы произвожу с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или задаче педагог использует различные стимулы:
• новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив;
• ситуация выбора.
Работу с детьми в «Детской лаборатории» следует начинать со знакомства с оборудованием, и правилами поведения.
В лаборатории может быть выделено:
• Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различных коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)
• Место для приборов
• Место для выращивания растений
• Место для хранения материалов (природного, бросового.)
• Место для проведения опытов
• Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для песка, воды, мелких камней и т. п.)
• Основные условия:
• Наличие водоснабжения в данном помещении.
• Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.
• «Инструкция по безопасности работы детей в уголке экспериментирования» [10,с. 54].
Детское экспериментирование – это метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить, предлагает возможные решения, проверяет эти возможные решения, исходя из данных, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения [10,с. 87].
Его познавательный интерес имеет направленность:
"Узнать - научиться - познать"
Главная задача педагога при методике и организации опытно - экспериментальной деятельности-это формирование у детей опыта самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Заключение
Анализ научно – педагогической литературы выявил, что эксперимент является важным средством развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. При этом подчеркивается, что полноценное формирование у детей целостного представления об окружающем мире складывается в ходе практической опытно – экспериментальной деятельности.
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же - ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Таким образом, в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Список использованной литературы
1. Басова Н. В. «Педагогика и практическая психология». -Р-н-Д- 1999.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М - 2002 .
3. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений». - М- 2011.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений –М – 2012.
5. Поддъяков Н. Н. «Мышление дошкольника». – М - 1999.
6. Ребенок и природа. Справочник для родителей. -М-2013.
7. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников». – М- 2008.
8. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.
9. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами. / Н. А. Рыжова. - М. ; 2010 г.
10. Мартынова, Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. /Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград. ;2011г.