МААМ-картинки

Детское рисование как вид художественно-творческой деятельности

Наталья Янгулова
Детское рисование как вид художественно-творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы возникновения и развитие детского рисунка издавна привлекали внимание художников, педагогов, психологов, исследователей детского изобразительного творчества.

Значение рисования в жизни и развитии ребенка подчеркивали крупнейшие педагоги мира: Я. А. Коменский, Г. Песталоцци.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование красками, нанесение линий на бумагу привлекает внимание ребенка еще в дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества : аппликация, лепка, конструирование, рисование.

Публикация «Детское рисование как вид художественно-творческой деятельности» размещена в разделах

Рисование считается более сложным средством изображения. Все они оказывают большое влияние на личность ребенка, способствуют развитию воображения, памяти, речи, воспитывают нравственные качества ребенка.

Дети рисуют в детском саду карандашами, красками, фломастерами и восковыми мелками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и мелкие детали предметов. Рисование цветным материалом позволяет передавать цвет предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины или теста.

При расположении рисунка на листе, ребенок пробует правильно вписать предмет, соблюдая при этом сравнительную величину, положения относительно друг другу.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет формирование правильной осанки, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей. Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному материалу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

У детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым привлекает ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети начинают испытывать не только удовольствие от самого процесса рисования, но и все больше интересуются полученным в итоге работы результатом.

У детей старшего дошкольного возраста возникают новые мотивы их интереса к занятиям по художественно - творческой деятельности - осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы, чтобы получить хороший результат. Возникает потребность исправлять и улучшать свою работу.

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому, быть более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны. В средней группе, возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, аккуратно, выразить полностью свой замысел, довести работу до конца. Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка. Уже правильно держать карандаша требует правильного, соразмеренного и свободного держания всей правой руки, а это в свою очередь, требует соответствующего положения тела и всего корпуса рисующего ребенка. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Огромное значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после него. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе. У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив свои силы и получив похвалу, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Самостоятельность, инициатива, выдержка имеют большое значение при воспитании у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя. Излишняя забота вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что, после чего выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не выполнять за него всю или часть рисунка. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки и помощи воспитателя. образование дошкольник рисование нетрадиционный

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс игры. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребёнком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности необходимости в обучении грамотному рисунку. Однако следует помнить при этом о его возможностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку.

В своих работах Е. А. Флерина выделила отличительные особенности детского рисунка :

1. Искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образом искусства). При использовании минимум средств, ребёнок передаёт своё состояние.

2. Содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка несёт в себе какое-то содержание. Младшие дошкольники рисуют каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - всё, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

3. Смелость. Риск, способность к риску - непременное условие и характеристика творческой личности.

4. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок изначально несёт в себе многие лучшие черты человечества, то есть общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.

5. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.

6. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приёмов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

7. Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество.

Такая особенность детского рисунка как оригинальность может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок ребенка может быть неграмотен, и не выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

8. Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обуславливает и другую особенность детского рисунка - реализм. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В. М. Бехтерев, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, В. С. Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира.

По мнению Г. Г. Григорьевой, по направленности детский рисунок можно отнести к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических возможностей ребенка не может быть в полной мере реалистической.

Н. П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях к реализму, приближении к возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески действовать. [Сакулина Н. П., 162]

Таким образом, мы выявили, что многие исследователи по-разному оценивают детский рисунок, но все они сходятся во мнении, что он своеобразен и оригинален по своему содержанию. Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятие рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Игра как ведущий вид деятельности Методическая статья для конкурса «Воспитатель года 2018» в своем регионе Методическая статья «Игра как ведущий вид деятельности» Я решила.

Игра как ведущий вид деятельности Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. В игре ребенок познает смысл.

Консультация для воспитателей «Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника. Понятие аппликации, ее виды и техники» Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей Детство - пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Услышанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление,.

Методика организации коллективной формы художественно-творческой деятельности старших дошкольников. Коллективная форма организации художественно-творческой деятельности дошкольников имеет большую ценность, т. к. ребёнок, в силу своих возрастных.

Развитие памяти детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности Изучением проблемы развития художественно-творческой деятельности дошкольников занимались многие ученые (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника Игра – это «спутник детства». Малыш уже с первых месяцев своего существования, начинает общаться с игрушкой. Первой игрушкой младенца становится.

Уголок художественно-творческой деятельности в младшей группеУголок художественно-творческой деятельности в младшей группе Уголок художественно-творческой деятельности в младшей группе. Занятия рисованием, лепкой - одно из самых больших удовольствий для ребёнка.

Занятие по изодеятельности как форма организации познавательно-эстетической и художественно-творческой деятельности Занятие по изобразительной деятельности, как форма организации познавательно - эстетической и художественно - творческой деятельности ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детское рисование как вид художественно-творческой деятельности
Опубликовано: 30 мая 2018 в 18:09
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское рисование как вид художественно-творческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Янгулова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД