Получи документы

Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей

Виктория Каюмова
Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Детство - пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Услышанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остаётся в памяти на всю жизнь. Быть «талантливым читателем», осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В период, когда ребёнок ещё не умеет читать, роль взрослого в приобщении к книге значительна и важна. Чтобы выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, необходимо знать склонности, интересы ребёнка, его индивидуальные и возрастные особенности. Только тогда книга заинтересует ребёнка, обогатит его, поможет полюбить её на всю жизнь.

Публикация «Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей» размещена в разделах

Всё это мотивировало меня организовать «литературную гостиную», которая помогает открыть детям чудо, таящееся в книге. Помогает им полюбить книгу, уметь выбрать ту, которая станет верным спутником ребёнка на его жизненном пути.

Литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение воспитателя и детей на литературном материале.

Цель: повышение интереса детей к книге, становление будущих читателей.

Задачи:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

Работа литературной гостиной сочеталась с тематикой рабочей программы, именно на неё в большей степени ориентировалась подборка художественных произведений, но также продолжали основываться на интересы детей, которые часто приносят свои книги из дома.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников менялось оснащение книжного уголка. В младшей группе, в основном, стояли полюбившиеся детям книжки, также предпочтение было отдано книжкам-игрушкам с музыкальными возможностями и книжкам-картинкам, самодельным альбомам с картинками сказочных персонажей и фигурки настольного, пальчикового театров. В средней группе изменилось оформление библиотечной зоны, помимо литературных произведений присоединился уголок художественно-творческой деятельности детей, который постоянно пополнялся атрибутами. В старшей группе регулярно вносятся дидактические игры, домино, пазлы, игры с фишками на сказочные темы (например, кубики по мотивам сказок А. С. Пушкина, пошаговые игры «Мама для мамонтёнка» и пр.). Каждый может найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине выставлено одновременно 10-12 разных книг по жанру и содержанию. Также были разработаны схемы-правила бережного отношения к книге для детей : брать книги можно только чистыми руками; перелистывать осторожно, не рвать, не использовать в игре; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место, тем самым дошкольники постепенно приучались к бережному отношению к книге.

В каждой группе в соответствии с возрастом детей менялись и использовались различные приемы работы «литературной гостиной». Например, в младшей группе ребята проявили наибольший интерес к такой форме «литературной гостиной», когда в гости к ним приходила девица-красавица (воспитатель, облачённая в старинное платье и кокошник, приносившая им разнообразные предметы старины, дети взаимодействовали с «ожившими» предметами, одновременно слушая и проигрывая про них потешки, прибаутки. В средней же группе привилегия детей досталась такому методу, как моделирование, в котором необходимо после прочтения пересказать отрывок произведения по схемам. Такие модели рисовались мной «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении, либо модели перемешивались, и дети самостоятельно восстанавливали определённый порядок. На начало учебного года старшей группы выявлен интерес к чтению с продолжением. Например, такие длинные по своему содержанию сказки-повести, как «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, что несомненно развивает устойчивый интерес к книге, вызывает радость детей от встречи с полюбившимися героями, мотивирует на запоминание прослушанного содержания и предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше. Также привлекает детей выставки книг, цель которых углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Первая выставка была посвящена творчеству С. Я. Маршака, дети с удовольствием приносили книги из дома и учили наизусть стихи.

Особое место в «литературной гостиной» занимает работа по включению семьи в процесс развития интереса и желания у детей знакомиться с произведениями художественной литературы и фольклора. Для этого используются рекомендации: «Как привить у ребёнка любовь к чтению», экскурсия в районную детскую библиотеку, организация конкурса рекламы, оформление выставки детских рисунков и поделок на сюжеты знакомых произведений: «Моя любимая книга» и проведение флешмобов, в которых все воспитанники, в выходные дни, совместно с родителями читают одно из произведений, например, Г. Х. Андерсена, после чего делятся впечатлениями от прочитанного с детьми в группе

Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание того или иного произведения, проживать его. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих отношений, чувств, страданий и радостей. Приобщение к художественной литературе развивает мечту, воображение ребёнка, творческую фантазию, образное мышление и, конечно же, речь.

Анализируя опыт работы литературной гостиной, я могу утверждать о её результативности. Значительно возрос интерес дошкольников к произведениям художественной литературы. Налажено взаимодействие с семьёй ребёнка, которое предполагает обмен мыслями, чувствами по ознакомлению дошкольников с лучшими образцами детской художественной литературы и направлено на повышение педагогической и читательской культуры родителей. Изготовлены брошюры с консультированием о приобщении и развитии интереса ребёнка к литературным произведениям. Были организованы выставки любимых книг детей А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, проведены групповые конкурсы чтецов с приглашёнными гостьями-родителями, что в последующем привело к заинтересованности и участию воспитанников в городском конкурсе чтецов «СтихИя» города Сосновый Бор. Очень значимым было то, что самый застенчивый мальчик и девочка из группы по собственной инициативе записались в театральную студию в районном доме культуры. Так же ребята активно и успешно участвовали в конкурсах, которые проводила районная библиотека, где у них появился уже свой читательский билет.

Список литературы :

1. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.

2. Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

3. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5.

Публикации по теме:

Игра как важнейшая форма организации деятельности детей раннего дошкольного возрастаИгра как важнейшая форма организации деятельности детей раннего дошкольного возраста гра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для разных возрастов. В одних играх на первый.

Консультация для педагогов «Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей» «Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас каждый цвет, ибо цвета говорят с нами на наречии, более утончённом, нежели слова…» (В. Вакенродер).

Лэпбук — современная форма организации деятельности детей В стремительно меняющейся действительности для того, чтобы соответствовать современным требованиям ФГОС ДО, педагогам дошкольного образования.

Методика организации коллективной формы художественно-творческой деятельности старших дошкольников. Коллективная форма организации художественно-творческой деятельности дошкольников имеет большую ценность, т. к. ребёнок, в силу своих возрастных.

Познавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельностиПознавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельности «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По природе своей дети – исследователи, открыть, изучить, исследовать.

Программа дополнительного образования детей художественно-творческой деятельности технической направленности «Фантазёры» Автор-составитель программы: старший воспитатель Сорокина Н. А. возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации программы: 1 год Пояснительная.

Развитие памяти детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности Изучением проблемы развития художественно-творческой деятельности дошкольников занимались многие ученые (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л.

Викторина как форма организации умственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаВикторина как форма организации умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес к интеллектуальным играм. Одной из форм умственного воспитания является проведение.

Викторина как форма организации умственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаВикторина как форма организации умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес к интеллектуальным играм. Одной из форм умственного воспитания является проведение.

Занятие по изодеятельности как форма организации познавательно-эстетической и художественно-творческой деятельности Занятие по изобразительной деятельности, как форма организации познавательно - эстетической и художественно - творческой деятельности ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей
Опубликовано: 13 марта 2018 в 07:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Каюмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД