Елена Мелицян
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это «спутник детства». Малыш уже с первых месяцев своего существования, начинает общаться с игрушкой. Первой игрушкой младенца становится погремушка. Научившись захватывать, ощупывать е, к 6 месяцам ребенок может самостоятельно брать игрушку в руки. Постепенно переходит к манипулированию предметами, совершенствует действия с ними. Так возникает игра. У дошкольников она становится ведущим видом деятельности, связанным со всеми сферами жизни ребенка. О роли игры в воспитании «будущего деятеля» говорил А. С. Макаренко: «Каков ребенок в
Публикация «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника» размещена в разделах
игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Важные для дошкольника дела часто имеют форму игры. Здесь ребенок
думает, говорит, двигается. В игре активно работают его психические
процессы, такие как память, воображение, мышление.
Н. К. Крупская отмечала, что «… приобретать знания можно не только, сидя
за книжкой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь». Один
из видов игр – это дидактические игры, то есть обучающие.
В педагогике выделяют три вида дидактических игр: игры с предметами и
игрушками, словесные игры и настольно-печатные.
Игры с предметами и игрушками подразумевают использование разных
игрушек и предметов, а также природного материала, Это куклы, транспорт,
посуда, животные, матрешки, пирамидки, листья, камушки, семена и т. д.
Во всех группах детского сада (по рекомендации Е. И. Тихеевой) необходимо
иметь дидактическую куклу с «комплектом всех предметов обихода».
Выбирая игрушку для ребенка, необходимо учитывать несколько моментов.
1. Игрушка должна быть безопасной. Наличие острых углов и краев может
привести к травмам. Игрушки с мелкими деталями противопоказаны младшим
дошкольникам, так как дети могут взять мелкие детали в рот. Материал, из
которого изготовлена детская игрушка, тоже должен быть экологически
безопасен. Сегодня на рынке можно встретить большое количество китайских
игрушек, в состав которых входит формальдегид. Эти игрушки могут
навредить здоровью детей.
При покупке игрушки рекомендуется требовать сертификат качества.
2. Внешний вид игрушки должен быть привлекательным для ребенка,
вызывать у него любопытство, а не страх или агрессию.
3. Важно и качество сделанной игрушки. Игрушка должна быть прочной.
Если ребенок привык бросать, ронять предметы, то некачественно сделанная
игрушка может скоро разбиться.
И это может нанести ребенку, как травму психологическую, так и физическую.
4. Игрушка должна соответствовать возрастным особенностям детей,
учитывать их умственные и физические особенности.
5. Немаловажное значение игрушки как средства обучения. Какие ценности
она прививает, чему учит.
К. Д. Ушинский писал: «Не думайте же, что все это пройдет бесследно с
периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными
барабанщиками; весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся
ассоциации представлений, и вереницы этих ассоциаций…свяжутся в одну
общую сеть, которая определит характер и направление человека».
Список литературы:
1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений, т. 8, М., 1950г. – с. 439 – 440.
2. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и
обучения в детском саду - М. : Просвещение, 1985.
3. Макаренко А. С., Соч. т. 4, М. ,1958 - с. 379