Екатерина Шаталова
Занятие по изодеятельности как форма организации познавательно-эстетической и художественно-творческой деятельности
▼ Скачать +Заказ
Занятие по изобразительной деятельности, как форма организации познавательно - эстетической и художественно - творческой деятельности ребенка.
Итак, изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д. Им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т. д.). Дети дошкольного возраста в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам. Занятия рисованием способствуют эмоциональному развитию. Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию воображения, фантазии. Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда.
Публикация «Занятие по изодеятельности как форма организации познавательно-эстетической и художественно-творческой деятельности» размещена в разделах
Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления. Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу. Смысл в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Лепка с натуры принципиально не отличается от рисования.
Изображение на темы из окружающего ребенка мира требует в первую очередь непосредственного восприятия предметов и явлений. Изобразительная деятельность на занятии на основе литературного произведения, при всех особенностях разных жанров, предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. Методика таких занятий как бы двухэтапная : сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературного (музыкального) образа на основе непосредственных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного представления на основе восприятия и анализа самого художественного образа.
Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности : рисование, лепка, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание, художественно-речевая. Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Эмоциональная насыщенность занятия должна быть высокой. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством.
Для детей 4-летнего возраста программой предусмотрено знакомство с Королевой Кисточкой, которая в сказочной форме знакомит детей с правилами работы с кистью и красками; способами смешения красок. На занятиях у детей формируются практические умения и навыки. Они осваивают на занятиях нетрадиционную технику: монотипия; пальцевая и ладонная живопись; по - сырому; тычок; фотокопия; кляксография; волшебные нитки; примакивание. Программой предусмотрено: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают преставление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Занятия по конструированию должны способствовать развитию пространственного мышления и его способов (анализ, синтез); воображения; развитию чувств (чувства ритма, симметрии); учить планировать свою работу, представляя её в целом. При конструировании из бумаги у детей уточняются знания о геометрических плоскостных фигурах, геометрических формах; понятия о стороне, углах, центре и др. Применение занятия как формы организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи: формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности); развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности; формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; развитие эмоциональной сферы.