Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Детско-родительский проект «Сказки о главном»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое обоснование проекта
Сказка – один из самых популярных видов устного народного творчества. На протяжении многих веков она жила именно в устном исполнении, передаваясь из поколения в поколение. Возникнув в глубокой древности, сказка в процессе бытования теряла одни черты и приобретала другие, включала в себя новые мотивы и образы. Но неизменными оставались народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости, воплощенные в сказках. Здесь добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказываются коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки. Это и явилось причиной того, что сказка стала любимым чтением у всех народов. Опыт показывает, что дети сильнее, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки, однако познать всю мудрость, заключенную в сказке, самостоятельно им не всегда удается.
Публикация «Детско-родительский проект „Сказки о главном“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
А. Михайлова пишет: «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка. Открывая дверь в мир сказок, вглядываясь в их героев и постигая духовно-нравственные ценности, заложенные в них, мы открываем дверь во внутренний мир ребенка, даем ему возможность насладиться богатством собственной личности, способностью отзываться на добро, искренность и человечность. И пока душа ребенка откликается на волшебство гуманных чувств и поступков людей, есть надежда, что этим чувствам не только в сказке, но и в жизни не будет конца».
В. А. Сухомлинский обосновал теоретически и подтвердил практикой, что «…сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Такие нравственные категории, как добро и зло, «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», целесообразно формировать в детях собственным примером, а также с помощью народных сказок. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога, взаимного доверия и понимания способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению недостатков речи.
Цель проекта: воспитание толерантности и знакомство с основами мировой культуры детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня (через речевое восприятие сказок, путем объединения усилий логопеда и родителей).
Задачи проекта:
– донести в доступной форме до сознания детей общие для всех народов мира нравственные ценности;
– воспитывать любовь ко всем людям и к природе;
– развивать лексико-грамматическую сторону речи и навык связного высказывания.
Этапы работы над проектом:
I. Выявление проблемы.
II. Организация работы над проектом.
III. Практическая деятельность по решению проблемы.
IV. Продуктивная деятельность.
V. Подведение итогов и обеспечение достоверности реализации проекта (с помощью средств контроля).
I этап. Выявление проблемы.
Задачи:
– формировать способность понимать поведение героев сказок, сопереживать им;
– развивать индивидуальные литературные предпочтения;
– формировать способность к восстановлению цепи событий в сказках.
Формы работы:
• Увлекательное путешествие в мир сказок (логопедические занятия по развитию связной речи на основе сказок).
• Чтение родителями детям сказок.
• Выставка книг «Любимые сказки».
II этап. Организация работы над проектом.
Задачи:
– обеспечить сотрудничество детей и родителей по выбору сказки и нахождению в ней нравственного начала;
– создать благоприятную психологическую атмосферу для обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка;
– приобщать детей и родителей к прошлому и настоящему мировой культуры;
– развивать у детей познавательные способности, творческое воображение и мышление.
Формы работы:
• Подбор афоризмов, пословиц для презентации сказки.
• Рисование иллюстраций к сказкам.
III этап. Практическая деятельность по решению проблемы.
Задачи:
– совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий (однокоренных слов, синонимов, антонимов);
– развивать диалогическую и монологическую формы речи;
– совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
– развивать взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Формы работы:
• Изготовление каждым ребенком совместно с взрослым макета своей странички общей книги.
• Предварительная презентация сказки.
IV этап. Продуктивная деятельность.
Формы презентации сказки:
• Совместный пересказ сказки ребенком и родителями.
• Пересказ сказки ребенком по собственным рисункам.
• Пересказ сказки по ролям.
• Игра-драматизация.
• Инсценировка сказки.
Формы работы:
• Презентация сказки.
• Выставка книг «Любимые сказки».
• Выставка рисунков «Сказки учат жить правильно».
• Изготовление поделок для презентации сказок.
V этап. Подведение итогов и обеспечение достоверности реализации проекта.
• Создание общей книги «Сказки о главном».
• Фото- и видеосъемки.
• Театрализованные представления для родителей и детей, подготовленные детским садом: «Сказка о ленивом зайце», «Кошки-мышки», «Домик для птиц», «Колобок», «Заюшкина избушка».
• Анкетирование родителей.
• Детско-родительские гостиные.
ЛИНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК»
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Нравственное
качество Сказка Пословица Афоризм
Бескорыстие «Осколки доброты»
(авторская сказка) Добро не лихо,
ходит тихо
Братство «Завещание А Цая»
(китайская сказка) Народная дружба
и братство дороже всякого богатства «Братолюбие – любовь
к ближнему». (В. Даль)
Взаимо-помощь «Лесной мишка и проказница мышка»
(латышская сказка) Кто скоро помог, тот дважды помог «Мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогали нам».
(Ф. Ларошфуко)
Взаимо-выручка «Улитка и гриб»
(авторская сказка) Всякая помощь хороша вовремя «Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба – никогда».
(Ж. -Ж. Руссо)
Вера «Никита Кожемяка»
(русская народная сказка) Вера и гору с места сдвинет «Кто чего хочет, тот в то и верит». (Демосфен)
Верность «Плотник и кошка»
(японская сказка) Верный друг дороже денег «Будь верен тому, кто верен тебе». (Плавт)
Гордость «Лепесток и цветок»
(В. Сухомлинский) Не гордись званьем, а гордись
знаньем «Гордец редко бывает благодарным человеком».
(Г. Бигер)
Дружба «Девочка и ромашка»
(В. Сухомлинский) Нет друга, так ищи, а нашел –
береги «Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести». (Ф. Бэкон)
Доброта «Даром ни одно доброе дело не пропадет» (А. Неелова) Доброе дело – что дождь в засуху «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни». (Р. Эмерсон)
Единство «Коровы врозь –
тигру радость»
(бирманская сказка) Один за всех,
все за одного «Нет для человека иного мира, как в единении
со всеми людьми».
(П. Клодель)
Жертвенность «Маша и Митя»
(авторская сказка) «Я спросил у высокого солнца,/
Как мне вспыхнуть
сильнее зари. /
Ничего не ответило
солнце,/
Но душа услыхала «Гори!»
(К. Бальмонт)
Красота души «Чьи руки краше»
(сказка народов Индии) Не тот хорош, кто лицом пригож,
а тот хорош, кто для дела гож «Добрая слава лучше красивого лица». (Г. Фуллер)
Ответственность «Старик и собака»
(авторская сказка) Тот от беды себя спасает, кто за другого отвечает «Требуя, чтобы ответственность несли другие,
неси ее сам». (Солон)
Умение
прощать «Тысячецвет»
(А. Неелова) Всякая ссора красна примирением «Пока люди любят, они прощают».
(Ф. Ларошфуко)
Планируемые результаты реализации проекта.
Осуществление проекта, безусловно, способствует:
– привитию детям любви к людям и природе;
– расширению словарного запаса;
– формированию навыка связного высказывания;
– социально-эмоциональному развитию детей;
– включению родителей в коррекционно-педагогический процесс в условиях логопедической группы.