Татьяна Волкова
Детский совет по технологии Свирской Л. В.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Д/С № 88 г. Белгород
«Формирование ключевых социальных и коммуникативных компетентностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Л. В. Свирской «Детский совет».
Волкова Т. В
воспитатель МБДОУ д\с №88
Белгород, 2018
Аннотация (краткое содержание).
Формирование ключевых социальных и коммуникативных компетентностей детей старшего дошкольного возраста по средствам технологии Л. В. Свирской «Детский совет».
Темочки:
Ключевые слова: детское сообщество, коллективное поведение, коммуникативная компетентность, межличностные отношения, творческое общение, «Детский совет», инициатива, интерес.
Современное состояние общества характеризуется потребностью в самостоятельной, активной, любознательной, творчески мыслящей, стремящейся к познанию личности.
Проблема формирования коммуникативной компетентности рассматривается в рамках системно-деятельностного подхода и теории общения и межличностных отношений (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова). М. И. Лисина сделала деятельность общения предметом своих исследований. Она рассматривает общение как определенный самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом. Целью общения, считает М. И. Лисина, является познание себя и познание других людей. Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом. Потребность в общении не является врожденной, а формируется прижизненно, через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В ходе развития меняются потребности, мотивы, средства общения. В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми и со сверстниками, которые М. И. Лисина определила как формы общения.
Именно совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. В дошкольном возрасте начинают складываться черты коллективности, общности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности.
В дошкольной педагогике коллектив дошкольников принято обозначать как детское сообщество. Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями [1].
На основе анализа литературы по данной проблеме, Н. И. Титовой выделены следующие задачи формирования детского сообщества [2] : формирование гуманных взаимоотношений в группе сверстников (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь и др.); приобщение детей жить и работать сообща, играть и трудиться вместе со всеми детьми в группе; учить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива; учить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми.
Ребенок может усвоить тот опыт, который ему интересен. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а самом процессе.
В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самооценки дошкольного детства. В тоже время в соответствии с законом «Об образовании Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет содержать на практике принципы ФГОС ДО. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятия решений.
Таким образом, возникло реальное противоречие между системной организацией непосредственно образовательной деятельности педагогов с детьми по пяти образовательным областям и недостаточное применение технологий и методов, направленных на поддержку детской инициативы и интересов, между наличием в группе дошкольной организации возможностей для развития детского творчества и интересов (развивающие и игровые центры в группе) и отсутствием систематической деятельности педагогов с детьми по развитию у детей таких личностных качеств, как умение учитывать мнение другого ребенка, его интересы и желания, умение договариваться и идти на компромисс, умение дружить и уступать и другие. Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы, поиска эффективных технологий, форм и методов, направленных на развитие социальных и коммуникативных компетентностей и обобщения опыта работы.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ключевых социальных и коммуникативных компетентностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Л. В. Свирской «Детский совет».
Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе ком- муникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи [3]. Личность развивается в деятельности. Дети до- школьного возраста – это практики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения [3]. И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т. п., как правило, подразумевают вовлечённость в них минимум двух участников. И все они – с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре… Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности. Ребёнок действует – и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему.
Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен. В этом смысле групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей [3].
Детская группа является не только средой, но и средством воспитания ребенка. Одним из первых в педагогике это обосновал А. С. Макаренко, который разработал теорию детского коллектива. В современной педагогике все больше речь идет о детских сообществах. Термин "детское общество" предложен А. П. Усовой, которая подчеркивает, что наибольшие возможности формирования "детского общества" обеспечиваются именно игровой деятельностью детей [4].
В отечественной психологии работа над вопросом развития детского сообщества и сплоченности коллектива представлена исследованиями Р. С. Немова, Ю. В. Янотовской, Т. Б. Давыдовой и В. В. Шпалинским. Результаты исследования А. И. Донцова позволили выделить одну из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе - предметно-ценностное, в котором отражено совпадение ценностных ориентаций членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и экспериментально показавшего правомерность подобного понимания сплоченности. А. В. Петровский в своих научных исследованиях рассматривал личность через группу, через социум. Потребности в персонификации, по А. В. Петровскому, являются отправным пунктом анализа развития.
Групповой сбор как часть технологии «Детского совета» основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности. Открытость обозначает: право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов; право участия или неучастия ребёнка в групповом сборе. Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу. Каждый ребё нок получает право: свободного высказывания по интересующим его поводам даже в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора. Воспитатель находит не директивные способы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьеры, вызванные стеснительностью, неуверенностью и другими причинами. Дети получают опыт сдерживания своих реакций, согласования своих интересов с интересами других, потому что диалог всегда предполагает взаимодействие двух сторон. Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможно- стей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр., для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представления о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.
Планирование — одна из ведущих составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой на совместную деятельность. Дети планируют свою самостоятельную совместную деятельность (в какие игры хочет поиграть, чем заняться и с кем, что сделать и почему). Воспитатель помогает детям «находить единомышленников» в выборе либо темы, либо вида деятельности, тем самым помогая детям объединиться в небольшие микро-группы по интересам.
При планировании какой-либо деятельности детей воспитатель придерживается методики Л. В. Свирской «модель трех вопросов» : «Что я знаю? Что я не знаю, но хотел бы узнать? Как я могу это узнать?». Для удобства планирования образовательной и самостоятельной деятельности воспитатель заполняет матрицу-таблицу. Педагог направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми (с некоторыми, изъявившими желание) их планы. Задача воспитателя - забота о микроклимате в группе, о воспитании положительных взаимоотношений, уважения к каждому ребенку, об организации содержательной деятельности, а также общения между детьми. Поэтому воспитатель между непосредственно-образовательной деятельностью наблюдает за тем, чтобы вовремя исключить детские конфликты в микро-группах «по интересам». Каждый день у ребенка должна быть возможность: самостоятельно выбрать дело для себя, включиться в кооперативную деятельность с другими детьми или работать под руководством воспитателя (в малой подгруппе, в индивидуальном партнерстве со взрослым).
Родители включаются в образовательную деятельность, как равноправные участники образовательных отношений.
Таким образом, в семье и группе создаются единые благоприятные условия для развития у дошкольников коммуникативных и социальных компетентностей
При систематическом использовании технологии «Детский совет», с учетом требований к условиям, технологии организации и методов применения можно развить на достаточно высоком уровне у старших дошкольников коммуникативные и социальные компетентности
Библиографический список
1. Римашевская, Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками: особенности сопровождения. / Л. С. Римашевская // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 2. – с. 105 – 112
2. Титова, Н. И. Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности. / Н. И. Титова // Детский сад : теория и практика. – 2013. – № 3. – с. 66 – 75.
3. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981. — 175, [1] с. — Библиогр. : с. 172—174.
4. Утро радостных встреч : [метод. пособие] / Лидия Свирская : Линка-Пресс; Москва; 2010 ISBN 978-5-904346-17-1
5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. М. ;Воронеж, 1997.