Марина Федотова МБДОУ детский сад №8
От технологии к результатам. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – величайшая социальная ценность. Проблема здоровья в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что одной из приоритетных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Публикация «От технологии к результатам, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
На протяжении нескольких лет наш детский сад работает над проблемой физического развития детей дошкольного возраста и приобщения к здоровому образу жизни воспитанников и родителей, где одним из главных направлений в работе является использование здоровьесберегающих технологий.
Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности.
Задачами данных технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья детей;
формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
(Слайд с задачами…. Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы.
Медико-профилактические технологии в детском саду
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
В нашем детском саду разработан комплекс мероприятий, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни. Куда входят организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; - организация профилактических мероприятий; - контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов; создание здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Я хочу поделиться с вами своими наработками в использовании физкультурно - оздоровительных здоровьесберегающих технологий.
- Утренняя гимнастика. В результате систематического занятия утренней гимнастикой у детей вырабатывается привычка к ежедневным физическим упражнениям, приобщению к здоровому образу жизни, дети получают заряд бодрости, эмоционального настроения.
- При проведении занятия физической культурой у детей формируется потребность в двигательной активности, укрепляются мышцы спины плечевого пояса, ног, формируется правильная осанка.
-подвижные и спортивные игры - это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитию мышления, смекалки, ловкости, морально-волевых качеств и всестороннего развития ребенка.
При помощи пальчиковой гимнастика развиваю мелкую моторику пальцев рук учитывая индивидуальные особенности ребенка, коммуникативные способности, развиваются психические процессы -внимание, мышление, воображение.
Гимнастику после сна использую как оздоровительную процедуру
А так же дыхательную гимнастику - регулярные занятия которой укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет ребенка. Чтобы добиться хорошего результата -нужно научить детей правильно дышать (.Максимально наполнять легкие при вдохе расширяя грудную клетку а при выдохе освобождать легкие от остатков воздуха)
Для этого применяю различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений. Важность использования нетрадиционного материала : ленточки, яркие трубочки, вертушки, и др. невозможно переоценить, т. к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом.
- Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Использование различного нетрадиционного оборудования позволяет прививать интерес к выполнению данных упражнений. Для достижения положительного результата упражнения включаются во все режимные моменты. Использование дорожек здоровья, массажных ковриков, и многого другого повышают эффективность таких упражнений. Закаливающие процедуры использую для профилактики ОРВИ укреплении иммунитета сохранении здоровья детей. Очень нравятся детям и игры с водой. В своей работе применяю такую технологию как - самомассаж.
--В связи с ростом гиподинамии среди детей актуальным стал вопрос включения в оздоровительную работу методики игрового стретчинга. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм).
"Музыкотерапия в детском саду. "
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми, сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу.
Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что общение с музыкой детям также очень необходимо.
Музыкотерапия - одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса.
В нашем детском саду мы слушаем музыку в течении всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости времени суток, вида деятельности, настроения.
Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку., добрые песни с хорошим текстом.
Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон- спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря.
Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.
Пробуждению помогает тихая нежная легкая радостная музыка.
Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание, способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения.
Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Бах "Контата 2", Бетховен "Лунная соната" и др.
Расслабляющим дествием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы.
Классика: произведения Вивальди, Шуберт "Аве Мария", Брамс "Колыбельная".
Для получения положительного результата активно сотрудничаю с родителями.
Использую такие формы организации деятельности как
- беседы;
- личный пример педагога;
- информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе;
- папки-передвижки;
- консультации;
- дискуссии;
- тематические встречи с участием специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы, мастер-классы;
- интерактивные формы сотрудничества: деловые игры, тренинги;
- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразных форм работы.
- совместные физкультурные досуги и праздники;
- анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка;
- родительские клубы;
- информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
Результаты своей работы вижу в здоровых, активных детях. Посещаемость моей группы составляет 85- 90%. Я считаю, что мы выбрали правильное направление.