Елена Еманова
Детский коллектив как средство социализации личности ребенка. Описание системы работы по созданию сплоченного коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Е. М. Еманова МДОБУ «Детский сад №5, г. Минусинск)
Деятельный подход в ДОУ – это игра, как ведущий вид деятельности, продуктивная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, труд. Ни одна деятельность невозможна без полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Педагогу очень важно научить детей умению строить взаимоотношения со сверстниками. Поэтому большое внимание уделяю работе, направленной на улучшение внутригрупповых отношений и сплочению коллектива.
Публикация «Детский коллектив как средство социализации личности ребенка, Описание системы работы по созданию сплоченного коллектива» размещена в разделах
Цель моей работы : создание сплоченного коллектива для освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Задачи:
1. Развивать умение свободного общения с взрослыми и сверстниками.
2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
4. Формировать умение договариваться, помогая друг другу.
5. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.
Всю работу по сплочению коллектива выстраиваю совместно с родителями. На первом этапе это родительское собрание по теме: «Мой коллектив, мои друзья». Провожу его в нетрадиционной форме: это социоигры, «Вопросы на засыпку», игровые задания по подгруппам. Цель такого собрания – не прочитать лекцию по теме, а дать понять, как важно для ребенка чувствовать плечо друга.
Работу с детьми начинаю с использования элементов сказкотерапии. Прочитав сказку, обсуждаем: что хорошо, что плохо, выводим правила поведения, составляем мнемотаблицы. Эти правила в дальнейшем мы будем соблюдать и в группе и дома, Знают эти правила и родители.
Никакое общение невозможно без хорошо развитых коммуникативных способностей. И здесь помогает нам сказка. Развиваю речь детей через пересказывание сказок, группового рассказывания, рассказывания но кругу, сочинение сказок как самостоятельно, так и коллективно.
Вся эта совместная работа выливается в самостоятельную деятельность, когда дома с родителями каждый сочиняет свою сказку, оформляет ее на листе бумаги. В группе мы собираем альбом «Сборник наших сказок», в котором видна творческая частичка каждого ребенка и огромный результат общей работы.
Сплачивает коллектив проектная деятельность, когда вместе с друзьями приходится решать сложные задачи. А для этого нужна настоящая дружба, настойчивость, пытливость ума, навыки общения и взаимодействия. Совместный проект с родителями «Подарок Доктору Айболиту» был представлен на ГМО по теме «Непрерывное экологическое образование».
Применяемая мною социоигровая технология помогает детям осознать собственное эмоциональное состояние, воспитывает стремление познать себя и других, воспитывает навыки этикетного поведения, расширяет представления о различных способах коммуникации с окружающими.
Объединяет нас общее планирование, когда с утра вместе обсуждаем, чем будем заниматься в течении дня, в какое время, т. е. планируем весь день. План дня составляем схематично, пользуясь мнемотехникой. Сами придумываем обозначающие знаки.
В нашей группе существует единая система традиций и ценностей. Это ритуалы традиционные и нетрадиционные, досуговые мероприятия, празднования дней рождений воспитанников, совместные походы с родителями, выходы в театр, музей.
По пятницам работает «Звездный магазин». В течении недели ребята в качестве поощрения за хорошие дела и добрые поступки получают звездочки, которые в конце недели обменивают на конфеты. Приобрести конфеты, конечно помогают родители. Так же как и помогают сохранить звезды до пятницы.
Чтобы наши родители всегда были в курсе наших групповых дел, еженедельно выпускаю для них стенгазету, в которой описываю все события недели. Пишут заметку в нашу газету и педагоги дополнительного образования.
Каждый человек – творец. И наши родители тому доказательство. Вместе со своими детьми сшили куклы своими руками. Ко «Дню матери» мы создала выставку : «Кукла мамиными руками». Также родители активно участвуют в разных выставках организуемых детским садом : «9 мая», «Осень золотая» и т. д.
Очень сплотила нас работа по сбору «Детского портфолио». Одно из них участвовало в городском конкурсе «Лучшее портфолио дошкольника».
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Овладев достаточным словарным запасом, нормами и правилами общественного поведения, научившись свободно общаться с педагогами, родителями, сверстниками, научившись отстаивать свою точку зрения, наш дошкольник отправляется в дальнейшее плавание. Весь багаж знаний, умений и навыков, полученных в детском саду, не только пригодится ему, но и приумножится. Так пожелаем ему счастливого пути.