Динара Денисова
Методы изучения системы отношений личности
▼ Скачать + Заказать документы
Выбор методов исследования обосновывается постановкой задач исследования. Вторым ориентиром в выборе методов исследования были те проявления, признаки изучаемого нами психического феномена, которые доступны фиксации, измерению и выявляют актуальный статус подростков, общие тенденции изменения и развития их психики. При этом мы учитывали возможности и ограничения каждой конкретной методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств.
Публикация «Методы изучения системы отношений личности» размещена в разделах
Кроме того, при определении комплекса методик мы руководствовались принципом дополнительности, в соответствии с которым субъективные и объективные параметры, выявляемые различными методиками, должны быть дополнены, подтверждены с помощью другой методики (взаимодополняемость диагностических критериев каждой методики).
Для решения поставленных задач исследования мы выбрали следующие методики :
1. Цветовой тест отношений в модификации Е. Ф. Бажина, A.M. Эткинда, с помощью которой определялись осознанные и неосознанные предпочтения к различным видам деятельности, а также отношения к ближайшему социальному окружению. Методика позволяет диагностировать достаточно глубокие, частично неосознанные компоненты отношений, минуя искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания.
Эксперимент проводился в три последовательных этапа.
1. Ребёнку предлагалось выбрать самый красивый и приятный для него цвет из 8-цветового набора Люшера, последовательно закрывая выбранные цвета до тех пор, пока не останется один цвет. Выбор производится 2 раза, обработка результатов осуществляется по второму выбору.
2. Испытуемому предлагался набор карточек со следующими понятиями: учеба, учитель, одноклассник, общение, труд, отметки, родители, здоровье - и просят расположить эти карточки по степени значимости для него.
3. Ребёнку предлагалось обозначить каждое понятие цветом, который больше к нему подходит.
Обработка результатов производилась следующим образом.
Определялось количество баллов, соответствующее каждому цвету (про-порционально месту, занимаемому в ряду предпочтений).
Определялось количество баллов, соответствующее каждому понятию (обратно пропорционально месту, занимаемому в ряду).
Выявлялось соотношение между осознанным и неосознанным ранжирова-нием понятий - с помощью слов и цветовых стимулов.
Характерологическое содержание цветов определялось на основе степени выраженности личностных характеристик согласно интерпретационного содержания методики.
2. Второй методикой, используемой нами в качестве дополняющей, уточняющей конкретные характеристики отношений подростков к различным социальным явлениям является анкета - опросник для изучения направленности личности в подростковом и юношеском возрасте (В. А. Худик, 1996). Анкета ориентирована на изучение отдельных психических особенностей личности подростков : интересов, побуждений, основных отношений к различным видам деятельности, к другим людям, сверстникам, самоотношений, то есть выявляет характеристики ценностного компонента личности, наличие перспективных устремлений, жизненных планов.
Для оценки показателей развития ценностных ориентации подростков с интеллектуальной недостаточностью нами были выделены следующие эмпирические признаки:
1. отношение к учебной деятельности;
2. развитие познавательных интересов, социально значимых знаний, навыков, интересов;
3. адекватность отношений к педагогическим воздействиям;
4. отношение к сверстникам;
5. отношение к окружающим;
6. критичность, способность правильно оценивать других;
7. направленность социальных отношений;
8. наличие жизненных планов, перспективных профессиональных намерений.
Оценка степени выраженности данных признаков проводилась следующим образом. Каждому из эмпирических признаков были определены в той или иной степени относящиеся ответы анкеты. Степень выраженности признака в ответе оценивалась по пятибалльной системе.
1. Твой возраст
0101-до 15 лет
0102-15 лет
0103-16 лет
0104-17 лет
0105-18 лет
0106-19 лет
0107-20 лет 2. Пол
0201 -мужской
0202 - женский
3, Как ты оцениваешь свое физическое развитие
0301 - отличное, постоянно занимаюсь спортом
0302 - хорошо развит, но специально этому внимание не уделяю
0303 - удовлетворен, но хотел бы стать более физически развитым
0304 - в детстве был слаб и хил. а сейчас не хуже других
0305 - физически развит слабо, приходится работать над собой
0306 - плохое физическое развитие доставляет мне неприятности
0307 - физические недостатки мешают мне быть равным другим
0308 - постоянно терплю насмешки из-за физического несовершенства и невозможности как-то справиться с этим 4. Как часто ты болеешь?
0401 - болен хроническими заболеваниями с самого детства
0402 - раньше часто болел и сейчас болею чаще других
0403 - болею не часто, но подолгу, поэтому стараюсь всячески оберегать себя от возможных болезней
0404 - раньше был болезненным, сейчас относительно здоров, но стараюсь избегать нагрузок и волнений
0405 - как и многие, иногда болею простудными заболеваниями, но серьезные болезни обходят меня стороной
0406 - практически ничем не болею с самого детства
0407 - не знаком с болезнями, потому что с детства привык к закаливанию, режиму, здоровому образу жизни
5. Каким качествам ты отдаешь предпочтение, характеризуя себя?
0501 -целеустремленность, самостоятельность, решительность
0502 - бодрость, веселость, невозмутимость, оптимизм
0503 - чуткость, искренность, отзывчивость, добродушие
0504 - ответственность, добросовестность, трудолюбие
0505 - самокритичность, справедливость, дисциплинированность
0506 - коллективизм, тактичность, вежливость, общительность
0507 - нравственность, образованность, культурность
0508 — не нахожу в себе таких качеств
6. Каковы твои успехи в учебе?
0601 - учился плохо с самого начала, а сейчас и того хуже
0602 - сначала учился хорошо, а в последнее время - хуже
0603 - в первых классах отставал, а сейчас - в передовых
0604 - все время учился средне, главное без двоек
0605 - учусь хорошо только по отдельным предметам
0606 - учился с самого начала хорошо, сейчас на том же уровне
0607 - учусь только на "4" и "5"
0608 - с первого класса и по сей день - только на "отлично" 7. Нравится ли тебе учиться?
0701 - не нравится, очень трудно усваивается материал
0702 - трудно учиться из-за плохой памяти и утомляемости
0703 - не интересно, часто пропускаю уроки, нет систематичности
0704 - пока помогали родители - нравилось, а сейчас нет
0705 - УЧИТЬСЯ - нет, а пообщаться с друзьями в школе — да
0706 - отбивают охоту однообразие и сухость в преподавании
0707 - может и нравилось бы, если бы не конфликты с преподавателями
0708 - нравятся отдельные предметы, по которым моту проявить себя
0709 - учусь, т. к. знаю, что знания - основа будущих успехов
0710 - нравится узнавать новое, развивать творческие способности
0711 - не знаю нравиться или нет, учусь потому, что так надо всем 8. Как ты относишься к своим преподавателям?
0801 - ко всем без исключения с уважением, пониманием, доверием
0802 - слушаю всех, но особой симпатии не испытываю
0803 - есть преподаватели, которые нравятся, но они не знают об этом
0804 - ни один не нравится, но они не знают об этом
0805 - нередко иду наперекор преподавателю, когда думаю иначе
0806 - часто конфликтую из-за предвзятости преподавателей
0807 — выслушиваю замечания и сразу забываю о них
0808 - нет взаимопонимания, только ссоры и наказания
0809 - на меня давно уже махнули рукой, и я не в обиде
0810 - хотелось бы наладить взаимоотношения, но не знаю как 9. Какие занятия тебя больше интересуют?
0901 - люблю занятия, требующие постоянного умственного напряжения, выдумки, смекалки
0902 - больше привлекает то, что связано с совершенствованием своих физических качеств, ловкости, силы, выносливости
0903 - нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, вести за собой других, учит их чему-то
0904 - нравится собирательство, коллекционирование, которые требуют тщательности, настойчивости и испытываешь чувство личной
0905 - люблю оригинальные увлечения, которые дают возможность проявить свои способности, вкусы
0906 - люблю азартные рискованные занятия, на которых можно испытать острые ощущения и приятное чувство победы, выигрыша
0907 - нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущения свободы, отдыха, разнообразия
0908 - не могу сказать определенно
10. Чем определен выбор твоих увлечений?
1001 - совпадением с моими нравственными идеалами
1002 - желание приобрести необходимые знания, умения, навыки
1003 - положительным примером уважаемых мною людей
1004 - советом родителей, их поддержкой моих желаний
1005 - заинтересовался этим благодаря своим друзьям, товарищам
1006 - стремление доказать, проявить свои способности
1007 - желанием не показаться белой вороной среди остальных
1008 - благодаря счастливому случаю, помогшему найти себя
1009 - просто из-за желания разнообразить свою жизнь
1010 - от нечего делать
1011 — никогда не задумывался над этим
11. Ч ему ты отдаешь предпочтение в проведении досуга?
1101 - посещению театров, музеев, выставок, публичных лекций, концертов классической, народной музыки
1102 - чтению книг, посещению библиотек, занятию филателией, нумизматикой, коллекционированию художественных репродукций
1103 - изобразительному искусству, фотографии, рукоделию
1104 -технике, изобретательству, моделированию, конструированию
1105 - спорту, туризму, занятию физической культурой, активному отдыху
1106 - самодеятельности, занятию музыкой, танцами, пением
1107 - коллекционированию современных музыкальных записей популярных дисков, фотографий певцов, ансамблей
1108 - посещению кафе, баров, дискотек
1109 - приусадебному хозяйству, охоте, рыбалке, промыслам
1110 - пошиву одежды, ремонту жилья, автолюбительству
1111 - общению с товарищами на улице, во дворе 12. Чем ты занят большую часть дня?
1201 - основное время уделяю учебе
1202 - много времени отнимает работа, деятельность в другю неформальных организациях
1203 - помогаю родителям по дому, по хозяйству
1204 - воспитываю младших братьев и сестер
1205 - помогаю родственникам, знакомым
1206 - много времени уделяю личным занятиям и увлечениям
1207 - смотрю телевизор, слушаю радио
1208 - читаю книги, журналы, газеты, пишу письма
1209 - встречаюсь с друзьями, знакомыми, товарищами
1210 - у меня много свободного времени, которое некуда девать
13. В каком виде профессиональной деятельности ты мог бы добиться успехов?
1301 - связанной с изучением языков, истории, литературы
1302 - требующей знаний математики, физики, химии
1303 - в производственной сфере, транспорте, строительстве
1304 - в частном бизнесе
1305 - в спортивной деятельности
1306 - в педагогической, воспитательной работе
1307 - в работе медицинского профиля, здравоохранения
1308 -в музыке
1309 - в изобразительном искусстве, сфере культуры
1310 - в кинематографе
1311 - в организаторской деятельности :
1312 - в военной сфере
1313 - в сфере обслуживания
1314 - в сельском хозяйстве
1315 - пока не знаю на что способен
14. Твои ближайшие планы?
1401 - продолжить учебу по избранной специальности
1402 - отслужить в рядах национальной армии
1403 - найти работу по душе
1404 - найти спутника жизни, создать семью
1405 - решить имеющиеся проблемы
1406 - пристроиться где-нибудь в "тихом" местечке
1407 - нет никаких определенных планов