МААМ-картинки

Из опыта работы «Фольклор как средство успешной социализации дошкольников»

Людмила Сандакова
Из опыта работы «Фольклор как средство успешной социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Народный фольклор

как средство успешной социализации дошкольников»

обобщение опыта работы педагогов

МАДОУ ЦРР – детский сад № 59

подготовила:старший воспитатель Сандакова Людмила Анатольевна

Публикация «Из опыта работы „Фольклор как средство успешной социализации дошкольников“» размещена в разделах

Народный фольклор обладает всеми предпосылками для успешной и эффективной социализации дошкольников. В фольклорной игре, в обрядовом действии, восприятие идет через все ведущие анализаторы. Участвуя в совместной деятельности, он осваивает новый ее вид, в котором нет оценок.

В ходе познания фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах общения.

Использование фольклора в воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих социальных ролей в будущем.

Богатая культура уральского края имеет большие возможности для воспитания и образования подрастающего поколения. Знакомя детей с красотой уральской земли культурой и традициями народов, живущих на Южном Урале, с работами талантливых художников, писателей и поэтов, педагоги дают возможность детям почувствовать себя частичкой великого народа, пробуждают гордость и любовь к своей Родине. Но, начиная работу по ознакомлению детей с культурой и искусством, педагогу необходимо самому знать природные, культурные, социальные экономические особенности своего региона. Необходимо продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив характерное, только для данной местности, доступно показать связь родного города или села со всей страной. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город.

В нашем детском саду функционирует три группы, где ведётся углублённая работа по приобщению дошкольников к народному фольклору : «Карлугас» (башкирский фольклор); «Горница» (русский фольклор, «Тамчылар» (татарский фольклор). В 2012-2013 учебном году – это подготовительные к школе группы. На протяжении 4-х лет воспитатели знакомили детей с народным творчеством, культурой, традициями и бытом башкирского, татарского и русского народа. Педагоги ДОУ обращаются к народной педагогике, вбирают в себя различные традиции, обычаи, устное народное творчество, праздники, торжества, игры. В данных группах ведётся целенаправленная работа по приобщению детей к культуре русского, башкирского и татарского народов и народов ближайшего национального окружения. В образовательную работу групп введён национально-региональный компонент, включающий в себя знакомство детей с устным народным творчеством, историей и культурой русского, башкирского и татарского народов, природно-климатическими условиями, спецификой уклада жизни и быта, с национальными праздниками и обрядами.

В группах созданы условия, позволяющие детям лучше понимать культуру и устои народов Башкортостана. Это уголки национальной культуры, где имеются куклы в национальных костюмах, предметы быта, национальные костюмы для детей, которые сшиты руками их родителей, богатый демонстрационный и дидактический материал для образовательной работы с детьми.

Два раза в неделю воспитатели проводят факультативные занятия по изучению разговорного башкирского и татарского языка, дети учат башкирские и татарские слова, стихи, песенки, игры, сказки и др. виды малых фольклорных форм. Особый интерес к данному виду НОД проявляют дети, в ближайшем окружении которых речь других народов звучит редко (русской, украинской, еврейской национальностей). А дети фольклорной группы «Горница» на факультативных занятиях углублённо изучают культуру, быт и фольклор русского народа, особенности речи и речевых оборотов. В данных группах имеется большой материал по изучению родного края, литература для воспитателей. Для детей, воспитатели башкирской группы выписывают журнал «Акбузат», татарской «Аллюки», много дидактических игр, развивающая среда данных групп оформлена в соответствии с изучаемым фольклором. В традицию вошло проведение фольклорных праздников : «Сабантуй», «В гостях у Сюмбели», «Науруз», «Гусиное перо», «Кузькины именины», «Масленица», «Колядки». Знакомя детей с пословицами, поговорками, загадками, играми народов, населяющих Башкортостан, воспитатели обогащают их знания, воспитывают трудолюбие, развивают умственные способности. В процессе организации этих праздников активное участие принимают родители детей: помогают изготовить шумовые народные инструменты, шить народные костюмы, которые впоследствии активно используются в игровой деятельности, также дети с удовольствием наряжаются в домашних условиях, организуют тематические вечеринки. Эти праздники богаты народными песнями, плясками, играми. После праздника родители организовывают чаепитие за круглым столом. Эти праздники в нашем детском саду не уходят в далекое прошлое, они приобретают жизнь новую, но сохраняя те обычаи, те традиции. Под руководством музыкального руководителя и руководителя театральной студии Фадеевой М. В. фольклорные группы ставят спектакли по башкирским, татарским и русским народным сказкам «7-ро козлят», «Баба Яга», «Медведь и пчёлы», «Девочка-послушница», «Маша и медведь», «Почему у луны нет платья» и другие.

Педагоги систематически проводят НОД по ознакомлению детей с символикой РБ и РФ, с великими спортсменами, художниками, писателями и поэтами, с городами и реками РБ и т. д.

Одним из условий, обеспечивающих усвоение детьми национальной культуры, является взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому воспитатели работают в тесном контакте с родителями. Готовят консультации и выступления на родительских собраниях «Приобщение к истокам национальной культуры», «Как знакомить детей с традициями и бытом родного народа в семье», «Участие детей в национальных праздниках» и др. и призывают принять участие в подготовке костюмов к фольклорным праздникам и выставкам поделок и рисунков, которые организовываются по каждому времени года, к праздникам. По традиции в День Республики в детском саду организовывается выставка национальных блюд, народов проживающих в РБ «Вкуснятина». Тут не только готовятся блюда башкирских и татарских, но и чувашские, удмуртские, марийские. Дети эти блюда не только называют, но и видят, как мамы, бабушки их готовят, пробуют на вкус и оценивают каждое блюдо.

В рамках подготовки к празднованию 450-летия присоединения Башкирии к России были проведены дни культуры народов, населяющих нашу республику. Дети готовились вместе с родителями и педагогами: собирали рецепты национальных блюд, готовили кукол в национальных костюмах, разучивали песни, стихотворения на родных языках, учили народные танцы, хороводы.

Когда в младшей группе родители разных национальностей приводят детей в группы с углублённым изучением языка и фольклора относятся к направлению групп настороженно, а потом это проходит и родители с удовольствием помогают воспитателям. Каждая семья составляет свой семейный альбом, в нем самые близкие, родные лица. Дети с охотой показывают, рассказывают о своей семье. А как интересно бывает родителям, когда начинают составлять «Генеалогическое древо семьи», надо вписывать прадедушек, прапрабабушек. Сначала родители говорят, «Ой даже не знаем», но очень многие с гордостью приносят родословную, многие находят фотографии своих предков. Именно в данных группах есть плакаты с родословными в больших форматах. А в этом году, к Году благополучного детства и укреплению семейных ценностей, данная выставка прошла внутри всего детского сада. В пед. кабинете была организована выставка «Древо моей семьи».

Второй год воспитатель башкирской группы «Карлугас» ведёт кружок по изучению башкирского языка под названием «Первые ласточки». В основном посещают кружок дети старших и подготовительных групп. Также она готовит детей для участия в конкурсе «Здравствуй, здравствуй сказка». Детский сад ежегодно участвует в этом конкурсе. В 2011 году воспитанник Ахатов Ильмаз стал победителем районного конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий». Также в 2011 году на конкурсе «Районные звёздочки» детский сад победил в отборочном туре, и дети приняли участие в городском фестивале «Звёздочки столицы» с танцем «Случай на пасеке».

Работа по ознакомлению детей с родным краем ведётся и в остальных группах детского сада. Воспитатели группы «Радуга» вместе с детьми нарисовали карту Башкортостана, дети с удовольствием по ней занимаются. На непосредственно образовательной деятельности детей знакомят с достопримечательностями родного города. Полученные знания закрепляются в сюжетных – ролевых играх «Путешествие на пароходе», «Поездка в парк на автобусе» и др., также дети детского участвуют в национальных праздниках и развлечениях «Сабантуй», «Масленица», «День Республики».

Вместе с родителями в группах ДОУ оформляются различные фотовыставки «Мой край родной», «Моя семья», «Бабушки и дедушки среди своих внучат». Были организованы различные конкурсы стенгазет «Под крышей дома моего», «Папа, мама я крепкая семья», «Природа моего края».

Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь приходят родители. Очень важны совместные прогулки родителей и детей по улицам родного города и совместный отдых родителей и детей на природе. Воспитатели группы «Радуга» организовывали совместные экскурсии с родителями в «Ботанический сад», «Парк Победы», такие поездки сплачивают и коллектив и семьи. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края помогают сезонные прогулки, которые учат любоваться красотой вокруг нас. После каждого сезонного наблюдения, впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском художественном творчестве.

В марте 2012 года прошла выставка «Люби и знай родной свой край». Участвовали не только мамы, но и папы подключились, тети, дяди, бабушки и дедушки. Вышивки, шитье, бисероплетение, роспись по дереву, чего только не умеет наш многонациональный народ. В каждом ребенке просыпается чувство гордости за своих близких.

Эмоциональное и культурное обогащение получают дети во время встреч с профессиональными артистами, являясь активными участниками представлений. Артисты Башкирской государственной филармонии являются частыми гостями детского сада, дети с удовольствием слушают песни, слушают, как звучит курай, кубыз, видят красоту национальных танцев (башкирских, татарских, марийских, и многих других).

Анализируя работу и большой опыт воспитателей, хочется сказать, что дети многое узнают и многому учатся: они могут отличать хорошие, добрые поступки от плохих; по – доброму относиться к природе, к быту и традициям разных народов. Такая работа помогает укреплять в детях здоровые нравственные начала, любовь и уважение к родителям, своему народу, родному языку и Родине.

Публикации по теме:

Инновационный проект «Формирование гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 Подготовила: старший воспитатель.

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников»Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников» Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Проблема.

Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР»Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР» Мастер класс (Основная часть) Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители, воспитатели ДО, учителя.

Пальчиковая гимнастика как средство развития дошкольников (из опыта работы) Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников» научно-практическая конференция педагогов МБДОУ.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Принципы • Основные формы общения • Методика.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста» Паспорт проекта 1. Наименование проекта «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного.

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Фольклор как средство успешной социализации дошкольников»
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 16:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Фольклор как средство успешной социализации дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сандакова (УИ 258639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД