Наталья Трунова
Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Нет такой стороны воспитания, понимаемого
в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего
ребенка конкретного мира».
Е. И. Тихеева
Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.
Публикация «Консультация „Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметно-пространственная развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Кроме того, предметно-пространственная развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
Важно, чтоб предметная среда имела характер открытой,
незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При
любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста.
Правильно организованная предметно-развивающая пространственная среда в детском саду способствует большей эффективности образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее - предметная среда, создаваемая в нашем ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечивает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда, организуемая мною в группе, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских
видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию
особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
При создании предметной среды руководствуюсь следующими принципами, определенными ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна
открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все
составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть
многофункциональной;
- трансформируемости : данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую,
двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
При проектировании предметной среды стараюсь учитывать следующие факторы:
- психологические факторы, определяющие соответствие параметров
предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия,
памяти, мышления, психомоторики ребенка;
- психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие
объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим
возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.
- зрительные ощущения: учитывать освещение и цвет объектов как
факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического
комфорта и информационного источника. При выборе и расположении
источников света должны учитываться следующие параметры: уровень
освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света
(длина волны);
слуховые ощущения: учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
- тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления
объектов предметной развивающей среды не должны вызывать
отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
- физиологические факторы призваны обеспечить соответствие
объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и
биомеханическим возможностям ребенка;
- антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-
возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.
Таким образом, предметно - развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно- ориентированной модели дошкольного образования.