Приложение МААМ

Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка

Марина Долгих
Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Публикация «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка» размещена в разделах

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка : закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Группы нашего детского сада разделены на центры активности: «Грамота»; «Строительство»; «Искусство»; «Наука»; «Математика», «Песок и вода»; «Двигательной активности»; «Книгоиздательство», «Драматизация», «Музыка», также в группах есть уголок природы, уголок ПДД.

Центр «Наука» : обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно - поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки, разнообразие природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Центр «Грамота» : одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование правильной речи ребенка. Центр периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и пополняется с учетом: пройденного программного материала, индивидуальных возможностей детей, обеспечения зоны ближайшего развития, неисчерпаемой информативности. В группе есть материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы.

«Центр математика» : помогает детям формировать представление о числе и количестве, развивает представление о величине, о форме, ориентировки во времени и пространстве. В нем есть игры: «логические кубики», настольно – дидактические игры, палочки Кюизенера, числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений, альбомы с образцами логических упражнений и. т. д.

Центр «Двигательной активности». В этом центре находится оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений).

Центр «Книгоиздательство» : в нем есть различные заготовки книг, журналы, ножницы, клей, степлеры, кисточки, бумага, печатки, трафареты и т. д., то есть все, что нужно детям для самостоятельной работы.

Центр «Строительство» : дети играют используя элементы конструктора разной величины и формы, строят здания, узнают, что такое высота вес, улучшают координацию глаз – рука, закрепляют навык уборки по окончанию игры. При занятии детей конструктивной деятельностью дети используют строительный материал, конструкторы, бумагу, бросовый и природный материалы.

Центр «Песок и вода» : Оборудован разными предметами: формочками, лопатками, удочкой, ведерками; картотекой игр с песком и водой, методическими рекомендациями. Этот центр применяется для коррекционно-развивающих занятий с активными детьми, для релаксации и т. д.

Центр «Драматизация» : в нашей группе есть конусный театр, плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол би – ба – бо и т. д. Драматическая игра - это спонтанная самодеятельная активность, в ходе которой ребенок опробует, проясняет и расширяет знания о мире и о себе.

«Уголок ПДД» : Очень важно познакомить малышей с правилами дорожного движения и правилами поведения на дороге. Поэтому в группе мы создали тематический уголок, в него входит макет «Перекресток», настольные игры, атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Водители на дороге».

«Уголок природы» : служит не только украшением группы, но и местом саморазвития детей. Здесь подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Здесь уместны детские поделки из природного материала.

В каждом центре интегрируется несколько образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. При гибком и вариативном использовании пространства, среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 – спокойная

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Таким пространством может быть макет. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Главное в создании макета, который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом, что при размещении составных частей макета, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную ранее, таким образом, происходит развитие связной речи, развивается доказательность речи, дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, словарь и выразительность речи. При составлении макетов дети знакомятся с планом, с правилами размещения элементов макета в зависимости от заданной темы. Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Макет-карта, дает детям возможность придумать воображаемую ситуацию, объединить участников совместной игры, очерчивая границы замыслов в общем сюжете. Такой макет является универсальным. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик». Примечательно, что обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала. Так же интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость, с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы, и т. д., дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей познания. Например, представленные макеты «Улица города», «Зоопарк», «Скотный двор» предполагают интеграцию таких областей как: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие». Таким образом, вне зависимости от своего типа и назначения, макеты используются в различных видах деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и т. д. Использование макетов в качестве игровой познавательно - развивающей среды способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей, представленных во ФГОС.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

8. Литература:

1. С. Григорьев. Игровая среда : как её создают? К 75-летию игротеки в нашей стране. Газета : Дошкольное образование, № 1(265, январь, 2010, стр.

2. И. Б. Барабанова и др. Развитие игровой деятельности средствами макетирования. М. : Справочник старшего воспитателя № 7, июль, 2012, стр. 32.

3. Л. Ю. Еловская. Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей. М. : Справочник старшего воспитателя № 5, май, 2013, стр. 364.

4. Игры с макетом. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Сохновский детский сад" Назаровского района Красноярского края.

Публикации по теме:

Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда ОУ как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда ОУ как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка» Сегодня, 15 марта я была участником2 Международной научно - практической конференции " Среда образовательного учреждения, как средство воспитания,.

Сказка как средство воспитания и развития личности ребенка Литературное произведение обращается одновременно и к чувству и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 11:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Марина Долгих (УИ 133875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД