Наталья Бессонова
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Наше внимание к игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников.
Известными учёными исследователями детской игры являются для нас А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, и др. Л. С. Выготский отмечал, что, «хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие». Психолог А. С. Спиваковская считает, что «Игра – модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений». Известный педагог А. С. Макаренко указывал что, «каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет». Все они едины в том, что игра – важный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одно из характерных условий детского развития.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В настоящее время наблюдения и исследования показали, что игра остаётся вне внимания педагогов. Она даже стала исчезать из жизни дошкольников, как самостоятельная, присущая этому возрасту деятельность.
Современные дети мало играют.
Рассмотрим проблемы современной игры:
• Интеллектуальная загруженность детей. Игры стали превращаться несвойственную дошкольникам учебную деятельность.
• Нехватка времени в режиме дня. Стремление дать детям больше знаний, излишняя заорганизованность приводят к тому, что на игру остается совсем мало времени, дети не успевают развить сюжет игры, вжиться в роль.
• Недостаточно знаний у педагогов. Слабая подготовка педагогов по руководству поведением детей в игре и развитием сюжета, приводит к тому, что игры становятся малосодержательными.
• СМИ. Значительную часть сведений, впечатлений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают из СМИ, а не из окружающей жизни (отрицательные, агрессивные герои, которые проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет).
• Отсутствие игры дома. Причины – занятость родителей, увлечение компьютерными играми, телевидением, отсутствие партнеров для игры (в большинстве семей один ребенок).
Изучив литературу по данной теме, мы выделили аспекты сюжетно – ролевой игры :
1. Психологический:
• Развитие эмоций (по-настоящему испытывают переживания)
• Формирование чувств (выражают настоящие в процессе переживания, радости, при подражании)
• Развитие интеллекта (происходит за счет личного опыта, интереса к событиям жизни)
• Развитие воображения и творчества (в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни; что облегчает понимание связи между разными явлениями жизни)
2. Социальный :
• Возможность оказаться в системе взрослых отношений (ориентировка в отношениях между людьми)
• Усвоение норм и правил общества (понимание действий и поступков, положительных и отрицательных норм, принятых в обществе)
• Освоение ролевого поведения (принятие на себя разных ролей, выбор для себя симпатизирующих);
• Осознание своего места в жизни (кем хочется быть в будущем)
3. Коммуникативный:
С помощью речи ребенок учиться :
• Выражать свои мысли и чувства;
• Согласовать с партнером свои действия.
4. Личностный:
• Социализация (безболезненное приспособление к любому обществу);
• Поведение (согласование своего поведения с нормами, правилами данного общества);
• Самооценка (формирование представления о своем «Я»);
• Самопознание (умение говорить с самим собой, интуитивное познание себя);
• Преодоление проблемных ситуаций (практическое освоение данных навыков в игровой практике)
Понимание влияния сюжетно-ролевой игры на общее развитие, социализацию ребенка, подготовку его к жизни в будущем и анализ современного состояния детской игры послужили стимулом для возвращения сюжетно-ролевой игры в практику работы дошкольной группы.
1 Этап (подготовительный) :
- Изучение литературы по данной теме, диагностических методик, программы «Детство» (раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается»)
- Изучение задач и особенностей руководства сюжетно-ролевой игрой на каждом возрастном этапе.
2 Этап (внедрение в практику) :
• Создание условий:
а) выделение времени в режиме дня;
б) изучение интересов, возможностей детей;
в) создание игровой среды (должна быть динамично изменяющейся)
• Обогащение опыта детей
В работе использовались как традиционные приемы:
1. Беседа с детьми с целью выявления у них представления о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.
2. Чтение художественных произведений. Беседуя о прочитанном мы уточняет обязанности членов экипажа и что кому нужно для работы.
3. Изготовление атрибутов и игрушек-самоделок, альбомов по тематике игр.
4. Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, из опыта; при этом воспитатель подсказывает детям слова, которыми можно начать рассказ («Однажды», «В один прекрасный летний день» и т. д.).
5. Целевые прогулки и экскурсии, на которых дети наглядно знакомятся с профессиями и действиями, которые переносят в сюжетно-ролевые игры.
6. Распределение ролей перед игрой. Воспитатель предлагает детям самим решить, кто кем хочет быть в игре. Чтобы дать им возможность действовать самостоятельно, не надо заставлять их делать то, что они не хотят.
Так и приёмы, известные, но мало используемые:
7. "Сюрпризный момент" (преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры). Используется для того, чтобы заинтересовать детей будущей игрой.
8. Рассказ родителей о своих профессиях, тем самым вызвать у детей интерес к изучению новой профессии, чувства гордости за родителей, осознать значимость данной профессии.
9. Просмотр фильмов и телепередач по теме игры. Для наглядного представления о событиях, героях, уточнения используемых атрибутов по теме игры.
10. Просмотр сюжетно-ролевых игр детей других групп, совместное участие, обсуждение.
11. Посещение совместно с родителями экскурсий, выставок
Целенаправленная и планомерная деятельность, позволила достичь следующих результатов:
- у детей развились навыки диалогической речи, умение свободно выражать свои чувства (с 44% в младшем возрасте до 82,5% в старшем с взрослыми и с 49,5% до 93,5% соответственно со сверстниками);
- появились устойчивые взаимоотношения со сверстниками, умение бесконфликтно решать в ходе игры спорные вопросы (с 49,5% в младшем возрасте до 82,5% в старшем с взрослыми и с 55% до 100% соответственно со сверстниками);
- дети научились действовать в соответствии с выбранной ролью (с 44% в младшем возрасте до 88% в старшем).
Следовательно, при условии целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей игра становится формой организации детской жизни, средством формирования детского коллектива, начал общественных качеств личности, т. е. является важным фактором социализации детей на ступени дошкольного детства. Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей, формирование положительных взаимоотношений. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. В этом случае игры будут выполнять функцию упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.