Фролова Ирина Юрьевна
Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними.
Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Публикация «Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними» размещена в разделах
Детские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. дети боятся уколов и врачей, драконов и чудовищ, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков, темноты и высоты. Причин детских страхов много : травмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т. д. О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне; часто просится на руки;
не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.
Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями. Следуя рекомендациям психоневролога или психолога, они пробуют разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Психолог в ДОУ может помочь детям справиться со страхами, проводя коррекционно-развивающие занятия. Как и в случае коррекции повышенной возбудимости, коррекцию страхов проводят не по возрастным группам, а выбирая для каждой группы детей более простые или более сложные упражнения.
Вербальные и художественные упражнения
1. Нарисуй свой страх. Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»
2. Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это Может быть? Попросите детей нарисовать это.
З. Придумываем и рисуем друга. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, предложите: «давай попробуем его (ее) нарисовать»
4. Радуга силы. На листе акварельной бумаги нарисовать радугу. От кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый, «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» размазывая пластилин левой рукой.
5. Где живет страх? Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».
6. Напугаем страх. Дети слушают и повторяют за психологом стихотворение:
Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит
дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ладоши.
7. Выкидываем страх. Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.
8. Если бы я был большой. Психолог предлагает детям представить, что они выросли. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
9. Отпускаем страх. Надуйте воздушные шары, раздайте детям. Отпуская шары в небо, повторять: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.
10. Угощу свой страх. дети повторяют за психологом стихотворение по одной строчке:
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест — и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.
Когда дети повторят стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку.
11. Волшебная палочка. На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха :
Я все могу, ничего не боюсь,
Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!
Волшебная палочка мне помогает,
Я — самый смелый, я это знаю!
Повторить «заклинание» З раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».
12. Пальчиковый кукольный театр. Разыгрывать сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать всех детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.
13. Затопчем страх. На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте пальчиковые краски. Предложите детям наступить в краску и пройтись по ватману со словами: «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»
14. Вместе не боимся! дети держат друг друга за руки. Один правой рукой, другой — левой рисуют круги на листе, приговаривая: «Мы сильные и смелые». Рисуют по двое.
15. Напугаем страх. Упражнение кричалка:
Я хлопаю (хлопать В ладоши,
Топаю (топать ногами,
Громко рычу (Произносить «р-р-р»,
Страх прогоняю (махать руками,
И хохочу (произнести громко (ха-ха-ха).
16. Я на страх пожалуюсь. Предложите детям пожаловаться на свой страх, например: «Мой страх зеленый, с хвостом, большими зубами, приходит ночью и кусает меня за живот». Задайте наводящие вопросы, если ребенок не может рассказать самостоятельно.
17. Глиняные узоры. Развести глину в пластиковых тарелках. дети закрывают глаза, опускают пальцы в глину и рисуют узоры на листе бумаги.
18. У страха глаза велики. Предложите детям показать, как они испугаются, если в комнату приползет крокодил, прилетит пчела, если в комнате погаснет свет.
19. Придумываем страшилку. Психолог начинает, а дети прибавляют по предложению. Например: «Была ужасная ночь. На прогулку вышла большая собака. Она хотела кого-то укусить.» и т. д. Психолог должен закончить страшилку смешно : «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что она совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».
20. Я не боюсь. Поставьте перед каждым ребенком два стакана — один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать воду из полного стакана в пустой. Например, такие фразы:
«Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т. д.
21. Пишем волшебнику Добросилу. Нарисовать свой страх и написать : «Волшебник Добросил, преврати мой страх в. (глобус, конфету, радугу, стрекозу.). Письма запечатать в конверты. Принести детям ответ.
22. Большой подсолнух. На листе акварельной бумаги АЗ нарисовать контур подсолнуха. Из бархатной бумаги желтого цвета вырезать круги разного размера, черную нарезать на мелкие ромбики. дети наклеивают элементы на цветок по очереди. Наклеивая, ребенок произносит: «Я смелый, Я умный, Я добрый. Я веселый» и т. д.
23. Замок трех смельчаков. Предложите детям нарисовать трех смельчаков. Спросите: «Почему вы считаете, что этот человек смелый». Когда дети ответят, предложите им всем вместе нарисовать для смельчаков замок на листе ватмана.
24. Любимый цвет героев. Спросите детей: «Кто такой настоящий герой?» дети отвечают по очереди. Выслушав ответ, психолог предлагает представить себя настоящим героем и представить: «Как ты думаешь, какой у него любимый цвет?» Пальчиковыми красками нарисовать узор этого цвета.
25. Мы смелые и дружные. дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.
Мне ничего не страшно с другом — Ни темнота, ни волк, ни вьюга,
Ни прививки, ни собака,
Ни мальчишка-забияка.
Вместе с другом я сильнее,
Вместе с другом я смелее.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим!
Творческие (музыкальные и пластические) задания
1. Кто и как боится? Психолог предлагает детям без слов изобразить человека, который боится врача. дети показывают по очереди. Спросите: «Почему некоторые дети боятся врачей?»
2. Звучит музыка. Закрыв глаза, дети слушают отрывки джазовой музыки в обработке для детей. После прослушивания спросите:
«Как ты думаешь, эта музыка веселая или грустная? Почему?»
З. Сильные и слабые. дети сидят на подушках. По сигналу психолога «Слабые!» дети ложатся на подушки, по сигналу «Сильные!» — встают. Повторить З раза.
4. Набираюсь храбрости. дети стоят, носки вместе, пятки врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец!» дети подбрасывают мяч вверх.
5. Кулачки. Упражнение выполняется под музыку. Дети стоят по кругу, по сигналу психолога «Кулачки!» сжимают кисти в кулачок и поднимают руки вверх, по сигналу «Ладошки!» разжимают кулачки и опускают руки вниз. Повторить З раза.
6. Сильный, смелый, добрый. Упражнение выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный!» — поднимают вверх левую руку. По сигналу «Смелый!» — поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «добрый!» — хлопают рукой по колену. То же упражнение делают правой рукой и ногой. Повторить 4 раза.
7. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх. Дети повторяют за психологом: «Вдыхаю смелость» — и делают глубокий вдох. Психолог говорит: «Выдыхаем страх» — дети сильно выдыхают. Повторить З раза.
8. Нос — ухо— локоть. дети сидят на подушках, закрыв глаза. По сигналу психолога «Нос!» дотрагиваются указательным пальцем левой руки до кончика носа, по сигналу «Ухо!» — до мочки правого уха, по сигналу «Локоть!» — до правого локтя. Упражнение повторить правой рукой.
Фобия — навязчивое состояние, при психических заболеваниях — болезненные, навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями — сердцебиением, обильным потоотделением и др. Встречаются в рамках психозов, неврозов, органических заболеваний головного мозга. В условиях ДОУ психолог может диагностировать невротические реакции ребенка, предположить и диагностировать фобию какого- либо рода, но заниматься коррекцией только в тесном взаимодействии с врачами-специалистами.