Ольга Затонская
Конспект занятия «Страхи и как с ними бороться»
Цель занятия : оказать психологическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи; научить их преодолевать свои страхи путем развития позитивного мышления.
Материалы: музыка для релаксации; песенка страхов из мультфильма «Ничуть не страшно», колокольчик, текст сказки Л. В. Чернецкой, О. Ю. Лобановой «Сказка о волшебном городе», листы бумаги, краски, карандаши.
Ход занятия
1. Приветствие. Ритуал вхождения в сказку.
Публикация «Конспект занятия „Страхи и как с ними бороться“» размещена в разделах
Включается легкая музыка с щебетом птиц, журчанием воды и т. п. Дети сидят полукругом на коврике в свободных позах. Психолог говорит ребятам о том, что сейчас они попадут в сказку, и предлагает им закрыть глаза и прислушаться к доносящимся звукам. Через 3 минуты звонит в серебряный колокольчик и сообщает, что это знак перехода в сказочный мир. Дети поднимаются, тянутся руками вверх, под звуки колокольчика они должны мысленно представить, что на них сыплется пыльца маленькой феи Динь-Динь, они попадают в сказку.
2. Разминка. Под песенку «Страхи» дети выполняют танцевальные движения, имитируя различные страхи и показывая гримасы.
Беседа: кто каким страхом был? Было весело или грустно? Почему?
3. Чтение сказки о волшебном городе.
Когда-то давным - давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам но и просто так.
Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх. Кто-то вдруг начинал бояться темноты, кто-то- оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой.
Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они боятся.
Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них молнию. В тот же миг все страхи превратились в кучку пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить- нужно только очень этого захотеть.
Обсуждение. О чем сказка? Чем понравилась сказка? Что можно сделать когда страшно?
4. Игра «Приручи свой страх». Дети рисуют свои страхи, комкают их, бросают, топчут. Психолог предлагает детям напугать свой страх, делать с ним все, что хочется.
5. Игра-релаксация «Солнечный лучик». Взявшись за руки ребята представляют, что ярко светит солнце, оно согревает каждого. Но вот солнечный лучик: коснулся глаз- дети моргают глазками; коснулся носа- морщат носик; коснулся губ –шевелят губами; коснулся плеч – приподнимают и опускают плечи; коснулся рук – трясут руками; коснулся ног- топают ногами. Солнечный лучик поиграл с нами и скрылся.
6. Ритуал выхода из сказки.
7. Рефлексия.
При составлении занятия была использована следующая литература:
-Зинкевич Т. Д. – Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»; Иванова Н. Ф. «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет»; Справочник педагога-психолога (журнал 04,2011).