Анна Фокина
Что такое детские страхи и как с ними бороться
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи проблема или нет?
Часто можно услышать – «Что такое детские страхи – ерунда, вот подрастет ребенок и все страхи пройдут». Вот и получается, что заниматься детскими страхами не надо – само пройдет. Так ли это? Попробуем разобраться.
В толковом словаре русского языка В. Даля страх определяется как – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия [1].
Публикация «Что такое детские страхи и как с ними бороться» размещена в разделах
Р. Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое, отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [4].
По мнению А. И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула[2].
Беспокойство, страх, тревога – такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего проходят бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье [5].
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции [3].
Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия.
Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, конфликты, неудачи, но гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом («Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит» и т. д.). Чем чаще мы пугаем без нужды, тем больше развивается неуверенность ребенка в себе и чувство тревожности[5].
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх, таким образом, может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом [2].
Страх может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в наличие тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Подобный страх ослабевает и сходит на нет по мере накопления реального жизненного опыта и развития самосознания. В некотором роде страх - способ отграничения "я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, т. е. страх - это демаркационная линия личного, безопасного пространства, в котором сохраняется единство "я" и уверенность в себе. Страх даже может известным образом мобилизовать "я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека [3].
Каждому возрасту свойственны свои страхи (наблюдаются возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам) :
От рождения до года – ребенка может напугать грмкий звук, неожиданный шум.
От 1 до 2 лет – разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание.
От 2 до3 лет – главным персонажем страшных сновидений чаще всего является волк.
От 3 до 5 лет – часто встречается триада страхов : страх одиночества, темноты, замкнутого пространства. К волку присоединяются Баба-яга, Кощей Бессмертный и Бармалей.
От 5 до 7 лет – это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы. А также формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Этот возраст обнаруживает самое большое количество страхов [5].
Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица, опасается посторонних, неизвестных ему лиц. Далее он боится боли, высоты, гигантских животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде [2].
Однако при большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность, уход в себя и свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности [3].
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг — предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Таким образом, детские страхи – это нормальное явление. Все они носят приходящий характер. Но от того, как на них реагируют родители, зависит, исчезнут они, или останутся надолго.
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть, — это серьезный повод для разговора [2].
Литература.
1. Даль В. Толковый словарь русского языка
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А. И. Захаров. — СПб. : «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с.
3. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. / А. И. Захаров. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448с.
4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
5. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа / С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2013. – 240с.