Приложение МААМ

Выступление на родительском собрании «Детские страхи»

Надежда Павлыга
Выступление на родительском собрании «Детские страхи»
▼ Скачать + Заказать документы

ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ БОИТСЯ

(Детские страхи и причины их возникновения)

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания детей.

Говоря о детских страхах и о том, как помочь ребенку избавиться от них, давайте вспомним, что означает слово страх?

Страх - боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия (В. И. Даль «Толковый словарь русского языка»).

Публикация «Выступление на родительском собрании „Детские страхи“» размещена в разделах

А что такое детские страхи — это повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых? Понять причины детских страхов - значит, помочь ребенку избавиться от них.

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение. Некоторые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бес-следно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то заслуживают специального внимания. Обычно это говорит о каком-то неблагополучии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии конфликтных отношений в семье.

Какие страхи могут возникнуть у ребенка-дошкольника?

У детей богатое воображение, их нередко поражают разные ужасы — это боязнь сказочных персонажей: Змея Горыныча, Бабы- Яги; страхи, возникающие в процессе засыпания, боязнь неприятных сновидений; страх перед животными — собаками, страх падения с высоты, в глубину, страх огня и пожара, а также страх наказания со стороны родителей.

Давайте посмотрим, какие же страхи есть у наших детей. (итоги анкетирования детей).

Следует иметь в виду, что большинство, детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер.

• От 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще является Волк.

• От 3 до 5 лет часто встречается триада страхов : страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. К Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей — они злые, коварные, воплощают собой наказание и появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Причем значительно меньше страхов у детей, которые общаются со своими сверстниками.

• От 5 до 7 лет - это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? А также формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Типичные страхи этого возраста — черти как нарушители социальных правил и устоев, а также как представители потустороннего мира. Таким страхам больше подвержены послушные дети.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Появление этого страха означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие и чудесные явления, категория смерти в 6-7 лет - это жизненная реальность, которую ребенок должен признать как нечто неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх.

Детские страхи нормальны. От того, как на них реагируют родители, зависит, исчезнут они или останутся надолго.

Предложить родителям ответить на вопросы мини-анкеты о детском страхе.

Отметьте, пожалуйста те факторы, которые способствуют возникновению страхов у детей, поставив рядом галочку.

— Наличие страхов у родителей, особенно у матери.

— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками.

— Эмоциональное неприятие детей, чрезмерная принципиальность родителей.

— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола.

— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

— Конфликтные отношения между родителями.

— Психические травмы типа испуга.

— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

Как Вы думаете, влияет ли состав семьи на наличие страхов у ребенка?

У мальчиков из неполных (вследствие развода) семей страхов больше, чем при наличии полной семьи. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную по полу диаду общения, которая позволяет девочке более уверенно вести себя среди сверстников.

Ваше мнение, влияют ли ссоры родителей на страхи детей?

— Безусловно, они оказывают негативное влияние больше на девочек. При этом обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Это связано с общей эмоциональной чувстви-тельностью матери и ребенка.

— Непроизвольная передача страхов ребенку матерью может происходить в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды заставляет принимать лекарства, чрезмерно пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах ребенка).

— Часто причиной большого количества страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных опасений и тревог. В более выраженных случаях речь идет об отсутствии теплоты в отношениях, эмоциональном не принятии ребенка, особенно если он нежеланный или его пол не соответствует ожиданиям родителей.

Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.

• Подобным действием обладает и вседозволенность для ребенка со стороны родителя другого пола, т. е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец — дочери.

• Часто, не задумываясь, родители сами внушают детям страхи своими нереализованными угрозами типа: «Заберет тебя дядя в мешок», «Не будешь слушаться, сделают тебе укол». Подобные угрозы вызывают страхи в основном у младших дошкольников, когда ребенок боится разлуки с мамой, верит в реальность угроз и в существование сказочных персонажей.

• У старших дошкольников возникновению страхов способствуют оскорбления, унижающие достоинство и подрывающие веру в себя типа бестолочь.

Страхи возникают в результате сильных испугов, представляющих угрозу для жизни — несчастный случай, операция, тяжелая болезнь.

• Источником страха могут служит сверстники и взрослые, которым ребенок безотчетливо подражает.

Страхи детей при разлуке.

Жизнь людей наполнена разлуками. Особенно мучительны разлуки для малышей. Дети часто испытывают страх, когда впервые приходят в детский сад, и родители оставляют их там одних. И это нормально, это положительный признак. Это значит, что ребенок привязан к Вам. Наша задача смягчить его боль и помочь привыкнуть к новой для себя обстановке, при этом лучшее средство ласка.

— Помните, заставлять ребенка есть насильно — вредно с психологической и медицинской точки зрения. Необходимо осознать причины отказа от пищи. Плохой аппетит может быть следствием имеющихся у ребенка заболеваний, плохого самочувствия, неправильного питания, отсутствия режима или наличия у ребенка всевозможных страхов.

Эти все страхи - возрастные, т. е. страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, и являются следствием их психического и личностного развития.

Есть и вторая группа страхов - невротические, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности. Невротические страхи — это один из симптомов невроза как психогенного заболевания. Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками.

Чаще всего страхам подвержены чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтом, они не могут полагаться на взрос-лых как на источник безопасности, авторитета и любви.

Лежащий в основе невроза страха боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем во взаимоотношениях с родителями, проблем, которые не могут быть решены самими детьми. Поэтому прежде чем оказывать помощь этим детям, необходимо разобраться в их переживаниях. Непонимание ребенка, угрозы лишения родительской любви усиливают страх, делая его все более и более труднообратимым.

Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страха, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.

Неприятные эмоции — гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают самого человека (его психику, здоровье, его взаимоотношения с другими людьми.

Как Вы думаете, что нужно любому человеку?

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог реализовывать себя, развивать свои способности, самосовершенствоваться и уважать себя.

Счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет, работает. А также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А этот климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего — родителей с ребенком.

Ученые обнаружили, что самооценка — отношение к самому себе — влияет на жизнь и судьбу человека. Дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и взрослыми.

Как Вы считаете, когда закладывается основа самооценки?

Очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с малышом обращаются родители. Если они понимают ребенка и терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, ребенок вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка оказывается низкой, ущербной. Каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему о себе, своем состоянии.

Наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: «Ты плохой». Наказание усугубляет ощущение ребенка о неблагополучии и несчастливости. В результате он приходит к выводу: «Ну и пусть, я плохой». Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. В результате ребенок становится «трудным» и для себя, и для окружающих.

Как же победить страх?

Страхи и кошмары - явление негативное. Наша задача - помочь ребенку побыстрее с ними справиться. Как же это сделать?

• Наладить тесный контакт с ребенком. Он должен доверять

родителям и верить в то, что его любят.

• Установить спокойные внутрисемейные отношения. Не допускать выяснение отношений в присутствии ребенка.

Если страхи остаются, обязательно нужно обратиться к специалисту.

Как избавить ребенка от страхов?

Для этого не следует:

• запирать его одного в темной или тесной комнате;

• бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);

строго наказывать и угрожать: «Плохо будешь себя вести, останешься ночевать в детском саду»;

• пугать его животными, различными страшилками;

• заставлять неподвижно стоять, лежать и т. д. ;

• объявлять ребенку бойкот.

Помните - к страхам приводит большое количество запретов и малое — тепла и ласки.

Если ребенок боится, нельзя:

• смеяться над ним и называть «трусишкой»;

• высмеивать ребенка, особенно при детях;

• наказывать за страх.

Как мы можем помочь ребенку?

Программа по нейтрализации детских страхов.

Рисование страхов.

Через рисование ребенок выражает свои чувства и эмоции. Психологи заметили, что рисунки детей являются зеркалом их внутренних переживаний. Серые и черные тона означают отсутствие жизнерадостности, плохое настроение, большое количество стра-хов, с которыми его психика не может справиться.

Когда же в рисунках преобладают яркие, сочные краски — это свидетельствует о жизненной активности, хорошем настроении, оптимизме.

1-й этап. Прежде чем рисовать страхи, следует увлечь ребенка процессом рисования. Попросить нарисовать на нейтральные темы: «На улице», «Любимое животное», «Моя семья».

2-й этап. Рисование «Что страшное мне снилось и чего я боюсь».

Вначале выяснить, чего ребенок боится больше всего, составить список страхов (волк, медведь, врачи, а затем нарисовать их. Если ребенок отказывается их рисовать, это еще не значит, что их нет, просто ему трудно их преодолеть. Если он изображает на рисунке какие-то предметы и явления, значит, он готов к преодолению страхов. При этом рисование должно длиться недолго. Родители должны поддерживать и одобрять ребенка. Затем похвалить его, что он отлично справился с заданием.

Отрицание страха закрепляйте похвалой. Если страх и сохранился, он станет не таким сильным. Можно предложить нарисовать его снова через какое-то время.

3-й этап. Рисование «Кем я хочу стать».

Ребенок рисует свое будущее, а в нем нет места страхам.

Достигнутые в рисовании успехи в преодолении страхов хорошо закреплять в процессе игры. Поиграйте в игру «Кто расскажет лучшую сказку». Начните Вы, придумав историю, в которой главный герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Затем можно и проиграть этот сюжет.

Помните, что перед сном нельзя:

устраивать шумные игры;

• смотреть страшные фильмы;

• читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников).

Как же следует организовывать процесс укладывания ребенка спать?

• Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

• Играть в спокойные, добрые игры.

• Спокойно разговаривать.

• Слушать спокойную музыку.

• Можно посмотреть добрые фильмы.

• Хороши совместные вечерние прогулки на природу. Природа оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка.

Однако, если же страхи зашли далеко и наряду с ними малыш испытывает другие проблемы психологического характера, помочь ему сможет только специалист.

Все же в большинстве же случае понимание и поддержка со стороны родителей способствуют тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Наша с Вами задача сделать так, чтобы ребенку было уютно в окружающем мире.

Решение родительского собрания

1. Создавать дома спокойную доброжелательную обстановку. Не ругаться в присутствии ребенка.

2. Стараться не вмешиваться в конфликты детей в детском саду. Не ругать чужих детей, а доверять решение этой проблемы педагогу группы.

3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Больше ласкать и обнимать малыша, не менее 4, а лучше по 8 раз в день, показывая ему, что он любим.

4. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком, играть вместе с ним, гулять на природе, любуясь ее красотами, мастерить разнообразные поделки и т. д.

Анкетирование детей группы

№ Фамилия, имя ребенка Бывает ли тебе страшно? Что ты боишься больше всего? Кому рассказываешь о своих страхах? Бывает ли так, что тебя наказывают? Какое наказание для тебя самое страшное?

Публикации по теме:

Профилактика жестокого обращения с детьми (выступление на общесадовском родительском собрании) Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях. Задачи: - привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений.

Выступление на общем родительском собрании «Синдром первоклассника» Здравствуйте, уважаемые родители. Тема, о которой я сегодня с вами хочу поговорить, касается не только ребенка, отправившегося в школу.

Выступление на родительском собрании «Возрастные особенности детей в средней группе» Тема: «Возрастные особенности детей в средней группе» На данном этапе очень важную роль играют особенности детей 4-5 лет, от которых зависит.

Выступление на родительском собрании «Безопасность на дороге» Родительское собрание в гр. № 3 «Подсолнушки» Тема: Безопасность на дороге. Предварительная работа: Анкета для родителей «Ребенок и.

Выступление на родительском собрании «Будущий первоклассник» Многие считают, интеллектуальную готовность, главным аспект готовности к школе. Часто, оказывается, что ребенок, умеющий великолепно писать,.

Выступление на родительском собрании «Физическая готовность детей к школе» Старший дошкольный возраст относится к психомоторному этапу формирования психики ребёнка, когда двигательная активность самого ребёнка играет.

Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период»Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период» Выступление на родительском собрании. "Физкультурно- оздоровительная работа в адаптационный период" Всем Физкульт- привет! Вот и начался.

Выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Слайд 1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Слайд 2. Мелкая моторика– это совокупность скоординированных действий мышечной, костной.

Выступление педагога-психолога на первом родительском собрании Выступление на первом родительском собрании в подготовительной группе. Здравствуйте уважаемые родители! Рада вас всех видеть. Поскольку.

Выступление психолога на родительском собрании в младшей группе «Давайте знакомиться»Выступление психолога на родительском собрании в младшей группе «Давайте знакомиться» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече в новом учебном году и начнем нашу встречу в игровой форме. Проводится упражнение «Коробка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании «Детские страхи»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 10:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на родительском собрании «Детские страхи»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Павлыга (УИ 132282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД