Эмма Грабарь
Детские страхи
▼ Скачать + Заказать документы
«Детские страхи.»
Составили воспитатели МБДОУ ДС № :5 «Незабудка» Грабарь Э. А.
Агеева Г. В.
«Именно эмоции осуществляют первые связи маленького человека с его социальной средой» - А. Валлон.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Все люди могут иногда что-нибудь или кого-нибудь бояться. Чувство страха совершенно естественно и иногда даже полезно, потому что спасает жизнь людям, защищает от излишнего риска. Страх может развиваться у человека в любом возрасте и является причиной многих нарушений здоровья, оказывающих сильное воздействие на жизнь.
Публикация «Детские страхи» размещена в разделах
Маленькие дети видят мир совсем иным. Волнения, переживания, страхи регулируют деятельность ребенка, определяют характер его отношений со сверстниками и окружающим социумом. В процессе своего развития все дети переживают страхи, беспокойства, волнения, но есть такие дети, которые все время испытывают чувство тревоги и волнуются по любой, даже самой незначительной причине. Таким детям кажется, что они самые некрасивые, неповоротливые, они не уверены в правильности своего поведения. Социальные переживания играют значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфере ребенка.
Если такой ребенок собирается в гости или вступает в незнакомую среду, он застенчив, боится, что будет хуже других во всем; каждое утро он беспокоится, что опоздает в детский сад, а вечером родители забудут забрать его из детского сада; некоторые дети даже боятся, что никогда не вырастут и не станут взрослыми!
Каждому ребенку присущи определенные страхи : у детей это ночные страхи, страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Нарушение привычной ситуации может привести к появлению страха (изменение режима, уклада жизни ребенка).
Повышенный уровень волнений, страхов и переживаний свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям и трудностям взаимодействия с внешним миром.
Для того чтобы понять и преодолеть причины детских страхов необходимо присмотреться к малышу. Дошкольник нуждается в том, чтобы все его страхи признавались и принимались. А показатель доверительных взаимоотношений – это контакт с ребенком на уровне его глаз. Во всех делах они ищут одобрения и поощрения взрослых. И самый незаменимый способ поддержки – поцелуи, ласка, объятия. Чем младше ребенок, тем важнее для него прикосновения, физический контакт.
Бесполезно бесцеремонно и отвлеченно относиться к страхам, рассуждая, что они пройдут. Ребенок может не перерасти страх, страх может расти вместе с ним. Малыш живет, пока чувствует. Но по приказу взрослого ребенок не может перестать чувствовать то, что чувствует. Только, когда взрослый даст понять малышу, что он с ним, что он не сердится, малыш успокаивается.
При переключении внимания на что-то интересное для ребенка страхи могут просто развеяться. Это может быть интересная деятельность, освобождающая ребенка от многочисленных страхов; вовлечение ребенка в познавательные игры, выполняющие большую коммуникативную роль; рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям и безболезненно соприкасается с пугающими образами, а в таких играх, как «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская» и «Семья» дошкольник учится управлять своим эмоциональным состоянием.
Иногда чувство страха у детей и у взрослых бывает вызвано серьезными причинами. Было бы просто глупо не испугаться, услышав оглушительный взрыв или увидев разбушевавшийся пожар. Испуг спасает нас и уводит от беды. Страх вреден только тогда, когда он ничем не оправдан, то есть когда бояться нечего.
Ученые изучали реакции детей на различные интонации взрослых. Отрицательные эмоциональные проявления врожденные (плач, гримасы неудовольствия и др.) казалось бы, на отрицательные интонации взрослого (окрик, недоброжелательность, грубость) должны быстрее формироваться условные рефлексы. Но результаты исследований показали другое! Доброжелательные, мягкие, ласковые интонации быстрее образуют условные рефлексы. Таким образом будем чаще улыбаться детям! И они будут отвечать нам тем же, ведь улыбка- проявление жизнерадостности, хорошего самочувствия и настроения.
Эта проблема детей дошкольного возраста -существенная и вместе с тем трудная. Здесь необходимо управлять процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Эмоции, страхи играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.
Детские страхи исчезнут бесследно, если к ним правильно относиться, понимать причины их появлении. Взрослым надо следить за своим поведением с детьми, у которых есть страх к чему-то.
Выяснение мотивов, как источников детских страхов, имеет важное значение для организации целенаправленных воспитательных воздействий как факторов, побуждающих и направляющих.
Существенным отличием эмоций от органических ощущений является их связь с предметным миром. За одним и тем же качеством эмоций может стоять бесконечное разнообразие предметных связей. Такие эмоции могут лишь казаться беспредельной, но не являться таковой.
Мы должны относиться к жизни и показывать наши достоинства и недостатки нашим детям, а они в дальнейшем будут проявляться в окружении, и не будут бояться и страшится.
Так будьте же уважаемые взрослые, терпимее, и относитесь к своим детям с большим пониманием!
Список литературы : «Дети, взрослые и мир вокруг» Н. Ф. Виноградова
«Эмоциональное развитие дошкольника»
А. В. Запорожец.