Надежда Назаренко
Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность (А. И. Захаров, B. C. Мухина, М. В. Осорина, A. M. Прихожан и др., не только не теряет своей актуальности в наши дни, но даже обостряется в связи с масштабными изменениями в общественно-политической и экономической жизни современной России. Ребенку XXI в. приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали его сверстники в предыдущие века: их вызывают сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, ежедневные сообщения в средствах массовой информации о войнах и террористических актах, катастрофы, многочисленные сцены насилия и убийства в художественных фильмах и др.
Публикация «Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления» размещена в разделах
Исследование детских страхов как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные состояния у детей влияют на нормальное протекание психических процессов и развитие личности ребенка. Невыявленные детские страхи могут серьезно затруднять учебную деятельность ребенка, в особенности это относится к учебным страхам. Страхи могут нарушать детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываться на социальной активности и взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми. Последствия страхов разнообразны, и неблагоприятные изменения претерпевают почти все психологические сферы. В первую очередь страдает эмоциональная сфера, так как страх окрашивает все чувства тревогой; может стать при этом тормозом для всех остальных эмоций. Может исчезнуть ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, ощущение полноты жизни. Охваченный страхом человек вял, удручен, у него присутствует чаще всего тревожно-пессимистическая оценка будущего. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм В последние годы специалисты отмечают высокий рост детских страхов и подчеркивают, что наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать важной причиной нарушений в развитии личности ребенка
Психолого-педагогические рекомендации по снижению страхов в старшем дошкольном возрасте
Известно, что преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии. Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов в детском возрасте дан в работах.
Метод включает следующую последовательность:
– свободное рисование, стимуляция интереса детей к изобразительной деятельности;
– рисование ребенком страха, т. е. объективирование его содержания в рисунке;
– обсуждение рисунка с изображением страха, т. е. осознание содержания страха;
– изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой «страх» терпит поражение, т. е.
символическая, конструктивная переработка страха;
– обсуждение рисунка с изображением поверженного «страха», т. е. осознание ребенком возможностей и способов борьбы со страхом.
Рисование применяется для гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, для снятия психического напряжения, в целях коррекции страхов.
В работе с рисуночными техниками детский рисунок рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Психолог обращает внимание на те особенности рисунка, которые отражают личностные характеристики. И отделяет от особенностей, отражающих уровень интеллектуального развития и степень овладения ребенком техникой рисования. Надо отметить, что на начальном этапе приходится преодолевать некоторое сопротивление, боязнь детей нарисовать неправильно, некрасиво, не так "как учили". Однако дети быстро входят "во вкус", творческая деятельность увлекает их, "зажимы" исчезают. Рисование позволяет ребенку выразить свои мысли, чувства, освободиться от конфликтов и переживаний. Рисование требует согласованного участия многих психических функций. В том числе участвует в согласовании межполушарного взаимодействия, связывает между собой зрение, речь, мышление, двигательную координацию.
Дети рисуя, дают выход своим чувствам, безболезненно соприкасаются с пугающими, травмирующими событиями.
Для целенаправленного устранения страхов необходимо в беседе с ребенком выяснить, чего он боится (одиночества, смерти, наказания, сказочных персонажей и пр.). Зная страхи ребенка, необходимо попросить его нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнени-ем задания, так как мысли о том, как изобразить страх, предполагают «встречу» с ним, что само по себе пугает малыша.
В процессе рисования необходимо выражать ему одобрение по поводу того, что он справился с заданием, так как успешность является антиподом страха. У ребенка повышается чувство собственного достоинства, уверенности в себе. Вместе с тем, не следует заверять ребенка в том, что его страх после рисования сразу исчезнет, и тем более спра-шивать, боится он теперь или нет.
Через несколько дней нужно провести с ребенком обсуждение
рисунков, последовательно показывая их и спрашивая, чего боится ребенок теперь. Чтобы не допустить внушения страха, необходимо внимательно следить за тональностью голоса ребенка. Отрицание страха закрепляется похвалой.
Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Через несколько дней вновь проводится обсуждение рисунков.
Достигнутые результаты «рисуночной терапии» закрепляются в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.
Рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками, При организации занятий необходимо иметь в виду, что, подбирая изобразительные материалы, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.
Например, на занятиях с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глину, т. е. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправ-ленную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание, которая легко может перейти в агрессивное поведение, Таким детям более уместно предложить листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т. е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной коор-динации, контроля за выполнением действий.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, а бумага рваться. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование. Детям же, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Им следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске.
Итак, первым этапом в преодолении чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает, Рисуя, ребенок не просто изображает конкретные предметы, а живет в этом «мик-рокосмосе», который мы условно называем «детский рисунок».
Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха — моделирование выхода из сложившейся ситуации, предполагающее множество приемов и способов:
• дорисовка «защитного объекта»;
• закрашивание «страшного»;
• уничтожение «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т. д.);
• дорисовка интересных, интригующих деталей («сюрприз»);
• видоизменение рисунка, превращение страшного в смешное;
• развитие (дорисовка) ситуации с возможными последующими решениями;
• украшение мрачного, преобразование в красивое;
• «заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства).
И еще два аргумента в пользу терапии через рисунок:
• детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психо-техникой;
• рисование легко совмещается с другими техниками, приме-няемыми в работе с детьми. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний при коррекции неврозов, страхов.
Упражнение «Мой страх»
Цели: научить детей выражать чувство страха в рисунке, развивать умения справляться с ним.
Не всегда страх можно выразить словами. Иногда гораздо проще изобразить его на бумаге. Это мы сейчас и попытаемся сделать. Страх ведь так не любит, когда его рисуют. Он просто готов растаять.
Предлагаем детям карандаши, акварельные краски, альбомные листы.
Пока дети рисуют, можно комментировать их работу и подбадривать одобрительными репликами: «Страх уже весь на бумаге. Теперь-то он у нас в руках!»
После того как дети нарисовали свой страх, мы предлагаем взять ножницы и резать страх на мелкие кусочки, а мелкие – на еще более мелкие (помогаем детям в этом).
Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, показываем ребенку, что теперь его собрать невозможно.
Затем предлагаем детям завернуть эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойти к мусорному ведру и выкинуть туда. Говорим о том, что весь мусор увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.
Упражнение «Рисунок пугающего животного»
Цель: развивать умение справляться с чувством страха.
Воспитатель. А есть ли животные, которых вы боитесь? Я хочу показать вам одно волшебное средство, которое больше не позволит таким животным угрожать вам и пугать вас. Но для этого сначала нужно нарисовать такое страшное животное. При этом нужно почувствовать, как вы сильно его боитесь.
Предлагаем детям нарисовать пугающее животное. Дети выполняют рисунки не на целом альбомном листе, а на площади в два раза меньшей – примерно в пол-листа или еще меньше.
После того как дети нарисовали страшное животное, предлагаем «посадить» его в клетку и сделать несчастным и безопасным. Для этого берем линейку, ручку и начинаем рисовать вокруг зверя клетку.
Дети, чем более тонкое и гибкое животное, тем за более частую решетку его нужно посадить, «чтобы не могло пролезть».
В процессе того как дети заштриховывают свой страшный рисунок, говорим им о том, что теперь зверь становится все более безопасным, бессильным — ведь даже его изображение теряется, глаза становятся почти не видны, ему место только в зоопарке, где его никто не боится. Озвучиваем это такой последовательностью вопросов (используем метод скрытого внушения) :
— Вы посадили зверя в клетку? (Да — внушительный ответ.)
— Его даже плохо видно за решеткой? (Да.)
— Ему место в зоопарке? (Да.)
— В зоопарке никто не боится зверей? Теперь он сам нас должен бояться? (Да.)
— Он теперь не может угрожать нам? (Да.)
Следим за поддержанием соответствующего эмоционального настроения в группе: сначала некоторого страха, затем по нарастающей – смелости и чувства волшебной победы.
Теперь мы смело можем уничтожить страшное животное : разорвать на кусочки и выбросить – это последний шаг нашего волшебства.
Дети рвут и торжественно выбрасывают кусочки в корзину для бумаг.
Упражнение «Превращение страхов»
Цель: разрушение стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок и фильмов;
Предлагаем детям поиграть в художников, которые смогут сделать рисунок добрым. Показать, как «страшный» рисунок можно превратить в симпатичный и забавный (приклеить элементы аппликации, дорисовать, изменить палитру рисунка).
Всем детям дается заранее подготовленный рисунок, к которому они пририсовывают «добрые детали». Например: воздушные шары, игрушки, яркую шляпу, одевают страшный персонаж в красивый костюм.
Упражнение «Страх испарился»
Цель: устранение и преодоление страхов у детей.
Дети, есть еще один способ уничтожить страх. При этом его даже не надо перерисовывать или закрашивать!
Раздаем детям альбомные листы, кисточки и баночки с чистой водой. Предлагаем еще раз нарисовать страхи, но не красками, а водой. Когда рисунки готовы, раскладываем их для просушки. Через несколько минут смотрим вместе с детьми-
Вот это да! От рисунка ничего не осталось! Чистый лист, на котором можно рисовать другие картинки.
Достигнутые результаты «рисуночной терапии» закрепляются в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.
Заключение
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими.
Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами :
• Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
• Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
• Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
• С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
Список использованных источников
1. Абраменкова В. В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 14-18.
2. Айке Д. Страх // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова. -СПб., 2001. С. 43-62.
3. Астапов В. М. Тревожность у детей. - М., 2001.
4. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж, 1995.
5. Большой толковый медицинский словарь. - М., 1998.
6. Гарбузов В. И, Захаров А. И, Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л., 1997.
7. Готтлиб СБ. Проблемы детского сна : Пер. с англ. - М., 1988.
8. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. С. 19-28
9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология: Словарь-справочник. -М., 1998.
10. Дубровина М. В. Индивидуальные особенности школьников. - М. : Просвещение, 2002 - С. 200.
11. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000.
12. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб, 1995.
13. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М, 1986.
14. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М, 1986.
15. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - Л, 1988.
16. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - СПб, 1997.
17. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М, 2000