мария злыдень
Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
(на примере БДОУ г. Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»)
Публикация «Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Тема нашего исследования «детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г. Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»)
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.
Проблема исследования заключается в том, как создать условия по приобщению детей к культуре чтения и становлению основ нравственности через детскую художественную литературу.
Анализ этих проблем приводит к выводу о необходимости поиска и постепенного разрешения следующих противоречий:
- между необходимостью развития духовных, нравственных качеств личности и бытующим в практике ДОУ педагогическим процессом, ориентированным лишь на подготовку воспитанников к школе;
- между необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам нравственного развития личности и ослаблением воспитывающей функции дошкольных образовательных заведений.
Объект, предмет, цель и задачи исследования представлены на двух последующих слайдах (2, 3).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, на эмпирическом этапе исследования мы провели диагностическое обследование детей среднего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности духовно-нравственных представлений – диагностика по методике, предложенной Г. А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей»
В теоретической части исследования нами рассмотрены различные подходы к определению понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовное», «нравственное» развитие детей дошкольного возраста, «духовно-нравственная сфера личности ребенка». Выделена и дана характеристика понятию духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.
(слайд 4) Теоретические труды и исследования ученых по проблеме духовно-нравственного развития ребенка можно разделить на два исторических промежутка: традиционалистский подход конец XIX (Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребель, В. Н. Татищев) и современный (В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский,, А. С. Макаренко, Л. П. Гладких, Л. В. Сурова, К. Д. Ушинский, О. А. Потаповская и другие).
По мнению, большинства ученых, проблема духовно-нравственного развития ребенка решалась путем воспитания отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучались отдельные компоненты гуманных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость. Отдельно исследовались средства и методы воспитания гуманных чувств : художественная литература, изобразительное искусство, роль разных видов деятельности, таких, как игра, художественная деятельность.
Произведения художественной литературы раскрывают перед ребёнком мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.
По средством чтения детской художественной литературы идет постоянный процесс развития и обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом по формированию таких качеств личности, как идейность, гуманизм, патриотизм, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Можно отметить пути совершенствования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы. (слайд 5)
Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей - разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.
Все это свидетельствует о необходимости серьезного совершенствования духовно-нравственного воспитания. Практические шаги в этом направлении отражены в таких государственных документах, как Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, в региональных программах развития образования.
Не случайно в Федеральном государственном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования восприятие художественной литературы и фольклора выделено в самостоятельную область, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении, развитие нравственных качесвт у ребенка»
(Слайд 6) В практической части исследования было использовано диагностическое обследование детей среднего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности духовно-нравственных представлений – диагностика по методике, предложенной Г. А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей». Метод опроса- беседа.
(Слайд 7) Были прочитаны два произведения: А. Барто «Вовка- добрая душа. Как Вовка бабушек выручил», Е. Пермяк «Самое страшное». Затем, индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа.
Для более детального изучения результатов опроса критерии выражены в пяти уровнях сформированности нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста :
1. Высокий уровень. Ребёнок хорошо понимает смысл прочитанного произведения, отвечает на поставленные вопросы, может выделить нравственные качества у героя.
2. Средний уровень. Ребёнок понимает смысл прочитанного, но не может выделить нравственные качества у героя
3. Низкий уровень. Ребёнок не всегда понимает смысл прочитанного произведения, не выделяет в ней нравственные качества, чтение рассказа не вызывает у него никакого эмоционального состояния.
(слайд 8) По результатам первого этапа исследования можно сделать выводы о том, что из выделенных уровней сформированности духовно - нравственных представлений дошкольников, к высокому уровню были отнесены два ребёнка, что составляет 13,34%. К уровню выше среднего- трое детей (20% группы). К среднему уровню нами было отнесено четыре человека, что составило 26,67%. К уровню ниже среднего - двое человек, или 16,7% группы. И к низкому уровню отнесено четыре ребёнка, что составило 26,65%.
Таким образом, на первом этапе исследования нами было выявлено что духовно-нравственные представления дошкольников сформированы недостаточно, поэтому над этой проблемой необходимо было работать.
(слайд 9) Работу по формированию духовно-нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста начали проводить с января 2016 года.
(слайд 10) Совместно с психологом мы провели интегрированные занятия в группе, где вместе с родителями (в составе 2 родителей) ребята после прочтения детских художественных произведений (А. Барто «Вовка-добрая душа», Е. Пермяк «Самое страшное», обсуждали их, опираясь на нравственные стороны героев. После прочтения и обсуждения произведений детям давались игровые и творческое задания, которые заключались в рисовании, лепке, или другом творческом исполнении главных героев.
Затем, чтобы закрепить понимание этих нравственных качеств героя, каждый из детей "примерял" роль как положительного, так и отрицательного героя.
Провели дидактическую игру "Хорошо-плохо», где детям было предложено выбрать название поступка и определить «хороший» или «плохой».
Заключительным этапом на первом занятии по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста психологом было предложено поделиться своим опытом и знаниями, когда и кому они оказывали заботу и сострадание. Это позволило детям проявить фантазию и инициативу, творческие способности, коммуникативные навыки общения, коллективную работу.
После проделанной работы мы провели повторную диагностику детей по выбранной методике.
(слайд 11) При проведении сравнительного анализа, выяснилось, что у детей группы значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственных представлений.
Таким образом, считаем, что в результате проделанной работы у одной группы детей сформировались духовно-нравственные представления, у другой на стадии формирования. По результатам наблюдения за детьми можно отметить, что дети стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом.
Использование нетрадиционных приёмов работы с детской художественной литературой (игры, рисование, обсуждения, и т. д.) оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость, взаимопомощь.
(слайд 12) На основании результатов исследования, можно сделать следующие рекомендации для работы педагогам и родителям по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы.
- оформление уголков чтения в группах детского сада.
- оформление тематических выставок
- создание «Книжной больницы» в группах
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений
- создание семейных библиотек
- посещение занятий в библиотеке.
(слайд 13) Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей, психологов и родителей.
Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни ребенка.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.
1. При совместной работе педагогов, специалистов (психологи, логопеды и т. д.) и родителей у детей формируются духовно-нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие у детей дошкольного возраста.
2. Приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала ребенка