Получи документы

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста»

Ольга Киселёва
Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство ребёнка с окружающим миром.

Публикация «Отчёт „Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста“» размещена в разделах

По нашему мнению, если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность и навыки слушания чтения книги. Пусть они вначале (до полутора лет) ещё очень слабы, но к концу третьего года жизни он уже способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.

В это время у детей формируются и более сложные отношения к художественному тексту : первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки, конечно, он умеет и с удовольствием любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге.

Как нам кажется, что большую роль в привлечении к чтению играют семья и её традиции. Заинтересованность родителей в эффективном развитии ребёнка приводит к тому, что в доме появляются детские книги.

Первым помощником родителей всегда была книга и не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего в нравственном воспитании.

Уже в раннем дошкольном возрасте закладываются основы нравственности личности и её духовности. От самых своих истоков детская литература ориентирована на вечные, незыблемые гуманистические ценности. Она учит различать добро и зло, а также правду и ложь.

Мы считаем, что ребенка важно научить ценить личные отношения, и прежде всего родственные, связывающие его с родными и близкими им людьми: родителями, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. Ценить надо и дружеские отношения, возникающие в процессе общения со сверстниками. Этот опыт любви, уважения и доверия во взаимодействии малыша с близкими людьми постепенно должен стать основой отношения к остальному окружающему миру.

Знакомство малыша с устным народным творчеством, несомненно начинается с песенок и потешек. Они помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме, развивают речевые центры мозга ребёнка, мелкую моторику, а также способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Взрослые думают, что эти действия бессмысленны, но ребёнку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора, способствуют нормальному и физическому развитию ребёнка, обучают языку и мелодике, дают первые представления об окружающей действительности.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что, по нашему мнению, именно в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. А по данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, видеопродукцию. Они приучают употреблять готовые образы, а книга же, напротив, даёт возможность домыслить, «до фантазировать».

Одним из направлений дошкольного образования, прописанного также в рабочих общеобразовательных программах для ДОУ, согласно ФГОС, является воспитание нравственное, которое воспитывает инициативного и самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей, как мы считаем, играет художественная литература.

Воспитание нравственности ребенка должно основываться на том фундаменте, который был заложен вековой народной мудростью, и который содержит большой нравственный потенциал. Этим потенциалом обладает народный фольклор.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство необходимости исследования художественной литературы как средства нравственного воспитания детей раннего возраста.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей раннего возраста посредством художественной литературы.

Предмет исследования: художественная литература как средство воспитания нравственных качеств детей раннего возраста.

Гипотеза: эффективность нравственного воспитания детей раннего возраста в процессе ознакомления с художественной литературой может быть достигнута в следующих условиях:

1. Художественная литература будет отобрана по содержанию нравственных ценностей и соответствовать возрасту;

2. Планомерной и систематической работы по ознакомлению детей раннего возраста с художественной литературой;

3. Использования разнообразных форм и методов работы педагога с детьми раннего возраста.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития речи детей второго и третьего года жизни и определить роль художественной литературы в развитии речи детей;

2. Выявить сущность и специфику формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста;

3. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ.

Теоретико-методологическая база исследования: идеи развития эстетического восприятия учёных, таких как: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович др. Теоретические основы организации детского чтения B.А. Зеленко. Методические вопросы приобщения дошкольников к книге мы видим в исследованиях Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко и др.

I. Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Взрослые должны помогать детям, чтобы облегчить им усвоение речи. Ребёнок, как правило, хорошо запоминает слова, которые слышит довольно часто, поэтому с ним нужно говорить постоянно. Говорить нужно чётко, немногословно, чтобы ребёнок понимал, что данное слово служит для обозначения определённого предмета. Также говорить надо медленно и выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент, например: надень рубашку, принеси мне лопатку, ешь кашку, пей молочко, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребёнок и слышал слово, и видел, как его произносят. Малыш должен видеть движение губ взрослого, а ведь, при разговоре ребёнок часто смотрит на рот говорящего, он сам шевелит губами.

Мы считаем, что многие родители и воспитатели замечают, что первое восхищение новогодней ёлкой, которое испытывают дети раннего возраста, даёт заметный скачок в развитии их речи. Важно не упустить этот момент и провести не только праздник у ёлки, но и хорошо рассмотреть игрушки, ёлочные украшения, подарки. Всё надо обязательно проговаривать: Это бусы, Вот мишка, Это шар, Это красный шар, На ёлке игрушки и др. Многие дети запоминают первую строчку песни «В лесу родилась ёлочка».

В. В. Гербова считает, что на речевое развитие позитивно влияют и совместное с взрослым рассматривание картинок, и стимулирование ребенка к называнию изображенных объектов. Создавая такие речевые ситуации, в ходе которых взрослый вводит новые для ребенка слова, а также разыгрывает непонимание сказанного малышом– взрослый тем самым побуждает его правильно называть слова, строить простые предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы, способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) проводил данные о росте словаря ребё нка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев -1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трём годам словарь ребёнка достигает 1000 1200 слов.

II.С. Болотская в своей книге пишет, что дети данного возраста отличаются высокой познавательной активностью, что в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Приобщение же детей к книге, художественной литературе – это важнейшая задача дошкольного образования, именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Процесс этот требует кропотливой работы, и начинать его надо с раннего детства.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову. Мы должны также привить детям уважение и к самой книге, развивать стремления общаться с ней, то есть развивать всё то, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

В целях формирования у детей раннего возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях надо создать уголок книги, либо книжную полку. Она должна располагаться на уровне роста ребенка и регулироваться по мере подрастания ребенка. На книжной полке следует выставлять разнообразные яркие книжки, по мере необходимости менять их и каждый раз обращать на них внимание детей. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги и репродукции картин известных художников. Хорошо также рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы.

Мы уже отмечали, что необходимо периодически менять материал: литературу, картины, портреты, при этом поддерживать связь с воспитательно-образовательной работой в группе.

В книжном уголке, надо полагать, должны быть 3-4 книги, подходящей для возраста детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. Так же на книжной полке должны стоять тематические альбомы и отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка», стихи А. Барто, С. Маршака и др. Много материала не надо давать, так как это ведет к дезорганизации поведения детей. Педагог должен приучать детей к самостоятельному общению с книгой, а для этого он совместно с детьми должен рассматривать иллюстрации, читать детям текст, рассказывать о правилах пользования книгой (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми ручками и т. д.)

Мы знаем, что интерес к книге и чтению у детей раннего возраста способствуют также утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств — музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно рекомендовать следующее:

- устраивать простые чтения педагога в кругу детей;

- проводить недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- проводить вечера чтения;

-организовывать для детей и их родителей выставки книг или устраивать организацию книжного уголка;

- устраивать семейные вечера чтения;

- проводить родительские собрания на темы: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

- проводить тематические праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

Можно выделить типы занятий, которые будут способствовать формированию любви и интереса к чтению у детей раннего возраста :

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой, стихов и рассказов о весне, о жизни животных или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра или два рассказа с моральным содержанием, или же несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукции картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с прослушиванием музыкальных произведений.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя», сопровождая сказку показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например,по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи (достаточно показывать примерно 10 раз в году, на занятиях и вне занятий – в уголке книги, при повторном чтении какой-либо сказки, рассказа. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действенность, если они используются слишком часто [12].

Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Семья – это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения. Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, и именно семья, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге, считает С. А. Денисова.

III.

Занятия по развитию речи

1. Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница». Дидактическое упражнение «Что я делаю?»

Цель. Продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в книжках; активизировать (с помощью упражнений) в речи детей глаголы, противоположные по значению.

Ход занятия

Воспитатель демонстрирует детям знакомые книжки и просит (2–3 детей) показать картинки, которые им понравились. Предлагает малышам (как умеют) рассказать, что нарисовано на иллюстрации.

Затем педагог показывает детям самый крупный рисунок и интересуется, что они увидели. Рассказывает о том, что «ускользнуло» от внимания малышей. «Чтобы увидеть больше, надо учиться рассматривать рисунки. И у вас это уже получается», – обобщает педагог.

Воспитатель просит детей следить за его действиями и говорить, что он делает:

– Книжку (коробочку, крышку игрушечного кофейника) открыла и… (закрыла).

– Лист бумаги (носовой платок) смяла и… (расправила).

– Ленту завязала и… (развязала).

– Пуговицу расстегнула и… (застегнула).

– Крупу в банку насыпала и… (высыпала). (Повторить 2–3 раза.)

– Воду в стакан налила и… (вылила).

– Кольцо с пирамидки сняла и… (надела). И так далее.

(В. В. Гербова. Занятия по развитию речи впервой младшей группе детского сада. Планы занятий. -2-е изд., испр. и доп. –М. : Мозаика-Синтез, 2008. –С. 76)

2. Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке

Цель. Постараться убедить детей в том, что, рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь», прививая им интерес к драматизации.

Предварительная работа. После прочтения сказки воспитатель показывает детям ее иллюстрированные издания (рисунки Ю. Васнецова, Е. Рачева, Н. Устинова, А. Елисеева). Периодически он привлекает детей (2–4 человека) к рассматриванию иллюстраций, уточняя, кому какой рисунок особенно понравился.

Ход занятия

Педагог кратко рассказывает детям, кому какой рисунок к сказке особенно понравился. «Мне они, – говорит педагог, – тоже нравятся. Вот на этом рисунке (дает обзор 2–3 рисунков) у огромного медведя морда удивленная: Машенька далеко, а все видит. („Ишь, какая глазастая. “)»

Воспитатель предлагает малышам вспомнить сказку. Интересуется у детей, как они думают, испугалась ли маленькая девочка, когда медведь в свою избушку вернулся. (Зачитывает соответствующий отрывок.)

«А как Машенька медведя перехитрила?» – уточняет воспитатель.

Педагог предлагает детям поиграть. Он выбирает из желающих мальчиков медведя, а из девочек – Машеньку. Воспитатель рассказывает : «Идет медведь между елками (за плечами ребенка короб, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит: „Сяду на пенек, съем пирожок! “

А Машенька из короба (она стоит за спиной у медведя) : „Вижу, вижу! “» и т. д. Игра повторяется 2–3 раза.

(В. В. Гербова. Занятия по развитию речи впервой младшей группе детского сада. Планы занятий. -2-е изд., испр. и доп. –М. : Мозаика-Синтез, 2008. –С. 80-81).

Родительское собрание.

РЕБЁНОК И КНИГА

Предварительная работа:

- Подготовить витрину для демонстрации книг.

- Предложить родителям принести любимые книги детей в группу.

- Приготовить несколько экземпляров сказки «Теремок» для чтения по ролям.

Ход собрания:

1. С чего начинается литературное воспитание.

Старший воспитатель рассказывает о воспитании интереса и любви к книге в дошкольном возрасте, умения слушать и понимать художественный текст, значении художественной литературы для полноценного интеллектуального и нравственного развития ребёнка.

2. «Что за прелесть эти сказки!»

Воспитатель обращает внимание родителей на то, что при отборе книг для детей младшего дошкольного возраста приоритет отдаётся фольклорным и поэтическим произведениям. Предлагает родителям познакомиться с содержанием «Книжной витрины» группы.

3. Презентация любимых книг «Книжка- малышка».

Родители представляют любимые книги своих детей, рассказывают, почему ребёнок любит эту книгу, кто чаще всего читает малышу.

4. Об эмоциональной выразительности чтения.

Воспитатель рассказывает о том, какое значение для ребёнка имеет правильное интонационно-окрашенное чтение, как оно помогает детям выделить наиболее яркие поступки героев, поддерживать эмоциональную заинтересованность ребёнка. Педагог предлагает родителям прочитать по ролям сказку «Теремок», обращает внимание на то, как изменением высоты и эмоциональной окраски голоса можно обозначить каждый персонаж.

5. «Заболела эта книжка…».

Воспитатель обращает внимание родителей на то, что необходимо с детства прививать ребёнку бережное, уважительное отношение к книгам, хранить их в определённом месте, ремонтировать в случае необходимости.

6. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.

(Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – С. 24-.25)

Консультация для родителей на тему

«Роль книги в нравственном воспитании детей»

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга раскрывает человеческие, духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы, авторский идейный замысел.

От того как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.

При отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содействия является неповторимый языковой образ, который привлекает ребенка, останавливает его внимание своей красотой, необычностью. Это побуждает ребенка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становится его достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует ее форму.

Необходимо вводить в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров тематики, а также учитывать педагогические критерии, которые позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они поднимали и вели ребенка по ступеням литературного развития.

Интерес к книге, возникающий в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолеть все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; включает сказки и загадки, рассказы и повести, стихотворения, песни и потешки и др. Она удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом и т. д. Принцип жанрового и тематического многообразия книг для чтения позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел современных людей.

(https://bam-bim.ru/stati/102-konsultatsiya-dlya-roditelej-na-temu-rol-knigi-v-nravstvennom-vospitanii-detej дата обращения 15.10.2014).

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.

Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста Дошкольный возраст- не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человеком. В эти годы ребенок проделывает огромный.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 69 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Консультация для.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. 21 век - эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка.

Перспективный план «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств» (старшая и подготовительная группы) Перспективный план «Художественная литература - как средство воспитания гуманных чувств» (с детьми старшей и подготовительной к школе груп.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников» Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Я считаю, что проблема воспитания.

Самообразование «Поэзия и литература как средство нравственного воспитания дошкольников» (средний дошкольный возраст) План занятий на год (средняя группа: 4-5- лет). Общие цели: - Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка; - Способствовать.

Семинар-практикум «Художественная литература как средство воспитания социально нравственного поведения дошкольников»Семинар-практикум «Художественная литература как средство воспитания социально нравственного поведения дошкольников» Литературный праздник Цели и задачи: показать особенности работы в разных возрастных группах по ознакомлению детей с художественной литературой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста»
Опубликовано: 23 мая 2016 в 17:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Киселёва (УИ 27671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД