Александра Александровна Лазарева
Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Культурная практика как
средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле, потребность в самостоятельной деятельности, ощущение собственных возможностей. И целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста должно являться становление целостной, совершенной личности через формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.
Публикация «Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Базовыми моральными чувствами, развивающимися у детей дошкольного возраста, являются:
• любовь к людям, в таких проявлениях как сострадание, желание порадовать близких, видение в людях доброго, а не их недостатков (злого);
• стыд, проявляющийся в различение в себе добра и зла – выделение в себе плохого – недолжного, нарушающего христианские этические нормы;
• чувство совести, то есть оценивание своего поведения в его мотивах, действия на основе христианских норм. [1]
Систематическое приобщение к нравственным чувствам, формирование полезных привычек и коррекция негативных является важной задачей воспитания этого периода детства. Моральный опыт ребенка приобретается через упражнения в поведении, т. е. через организованные педагогами повторные действия, поступки в разных, но схожих жизненных ситуациях.
Чтобы духовно-нравственного воспитания детей стало результативным, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.
Поэтому во второй половине дня в детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
Культурные практики включают : совместные игры воспитателя и детей, ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта, творческие мастерские, музыкально-театральные и литературные гостиные, коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, детский досуг, сенсорный и интеллектуальный тренинг.
В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.
Так, например, в культурной практике для старшей группы детского сада «Учимся просить прощение» намечена цель: упражнять детей в умении просить прощение друг у друга, у взрослого и прощать.
При этом использованы призывом к общению слова из Святого Евангелия, дающие пищу для детской души. Воспитатель спрашивает детей о том, как они понимают выбранные слова Евангелия, о чем они. Делает вывод, что Евангелие говорит нам о том, что если человек нас обидит и попросит прощения, мы должны всегда простить, а значит, просить прощение и прощать важно. Потом воспитатель своим примером приглашает детей смело, открыто, от всей своей души суметь сделать это.
Фрагмент культурной практики :
Воспитатель : А я сама так ждала этой встречи с вами этого момента, когда смогу попросить у вас прощение. А прощение, ребята просить не стыдно, стыдно обижать другого человека.
Раскаиваясь и желая не повторять обиды, обязательно тихим, добрым голосом, искренне глядя в глаза друг другу, сказать слова прощения от всего своего сердца.
А другому человеку надо также искренне, милосердно в ответ, от всей души простить его. И в знак примирения нужно обняться.
- И я хочу сейчас вспомнить, чем я вас обидела.
Искренне посмотреть каждому из вас в глаза и попросить прощение за ….
Вы прощаете меня?
Дети: да; ( кто-то из детей: Бог простит и мы прощаем)
Воспитатель : Да именно эти слова в знак примирения, прощения говорят православные люди в ответ «Бог простит и мы прощаем».
А теперь ребята, предлагаю вам встать в круг, и мы будем передавать друг другу это сердечко. И на ком сердечко остановится, тот попробует от всего своего сердца попросить прощение у того кого он обижал. И передаст ему сердечко. А тот в свою очередь, как сказано в Евангелии от всей души простит. А после найдет среди нас того, кого он сам обижал.
Начнем мы наше упражнение с таких слов: Чтоб душе нашей расти, нужно говорить: прости. Это слово не простое, оно Божие, святое.
В конце практики важно сделать акцент на добрых чувствах, возникнувших душе.
Православный педагог должен стремиться создать определенные педагогические условия и организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы через эти пробы-практики красной нитью проходил призыв к добру, свету, истине. Ведь на основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.
Нравственная позиция раскрывается в поступках и очень важно ребенку в период детства на практике постигнуть, впитать нормы Божественного закона, без культуры которого вряд ли состоялась бы Россия.