Анна Шумейко
Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника.
Важным направлением развития ребенка в дошкольном образова-тельном учреждении является его духовно-нравственное воспитание и раз-витие.
Публикация «Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Процесс нравственного воспитания детей - важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, при-роде и миру в целом. В период дошкольного детства закладывается пози-тивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружа-ющим людям.
Когда ребенок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ребенку важно понять, как люди об-щаются друг с другом, что они ценят, что порицают, кого за что хвалят, а за что ругают. Именно в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным по-ведением.
Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается с эколо-гическим воспитанием.
Нравственно-экологическое воспитание дошкольников является прио-ритетным направлением в работе детского сада, имеющее конечной це-лью формирование нравственно-экологической культуры – осознано-правильного отношения к окружающей природе, понимание специфики живого, желание практически сохранять природные объекты, понимать и сочувствовать тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий, радовать-ся на любые проявления животных и растений, их красоту.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разо-рять гнезда, обижать животных. Именно природа способствует духовно-нравственному развитию ребенка, способного к сопереживанию и выраже-нию нравственных чувств, знающего не только на словах, но и на деле что такое хорошо и что такое плохо.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада в настоящее время.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить видеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с приро-дой, а дети должны подражать каждому его движению.
Эту важную социальную задачу можно решить с помощью расшире-ния педагогически организованных контактов детей с природной средой, а именно организации эколого-педагогической деятельности в детском саду.
Особым образовательным пространством, у нас – студентов, при изучении методики экологического образования являются практические занятия. Данная форма работы позволяет реализовать различные педагогические технологии работы с дошкольниками. На практических занятиях мы осваиваем методику организации и проведения разнообразных методов и форм работы по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении, а затем реализуем их на практике.
Наша задача — доходчиво и ненавязчиво сформировать у дошколь-ников экологическое сознание, ценностное отношение к природе, окружа-ющей среде, родной земле.
В этом нам помогают различные формы организации эколого-педагогической деятельности :
Занятия:
Путешествие капельки;
Ребятам о зверятах;
Путешествие в лес;
Загадки природы;
Строим экологический город;
«Как рождается река?»
Экскурсии, которые осуществляются по территории станицы Ленинградской.
Экскурсия по экологической тропе;
Экскурсия в парк;
Экскурсия к водоему.
«Моя станица».
«Наш Краснодарский край»;
Развлечения :
«Все мы друзья природы»;
Викторина «Птицы - наши друзья»;
«Земля - наш общий дом»;
Брейн-ринг «Мы знаем и любим природу»;
Экологические игры :
• «Природа и Я»;
• «Экологический светофор»;
• «Кто где живет?»
• «Узнай на вкус»;
• «Когда это бывает?»
На практических занятиях мы разрабатываем различные экологические проекты, которые затем осуществляем с детьми.
• экопроект «Маленькая фея».
• Проект «Подснежник»;
• Эколого-оздоровительный проект «Чистота – залог здоровья»;
• Исследовательский проект «Чистая планета».
Так же проводим Экологические акции :
o «Береги природу»;
o «Берегиня»;
o «Покормите птиц зимой»;
Реализовать задачи экологического воспитания нам помогают самостоятельно созданные электронные ресурсы, в частности
Мультимедийные презентации:
Сохранить природу – сохранить жизнь.
Экологические проблемы Ленинградского района;
Сохраним Землю;
Кавказский Биосферный заповедник.
Содержание данных электронных ресурсов посвящено усвоению разносторонних знаний о родном крае, об особенностях природы данной местности, о животном мире, растительности, явлениях неживой природы.
Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – используем экотренинги. Они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.
Содержание данных мероприятий направлено на развитие основ ба-зовой культуры личности, интеллектуальных и личностных качеств в со-ответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у дошкольника такие ценности, как красота, гармония, духовный мир че-ловека, родная земля, заповедная природа, планета Земля, а так же инте-рес к общественной жизни, сочувствие к животным, ответственность за участие в общем деле.
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда,
рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно
показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства,
сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
Обогащать природу, родную землю, разумно использовать ее
сокровища - наша задача, и успех ее решения во многом зависит от того,
насколько верно будет экологическое воспитание. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к своей земле, Родине, людям. И очень важно донести это до наших детей. Ответственность за это лежит на педагогах, воспитателях, родителях.
Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Именно созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь.