мария емельянова
Консультация «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Неблагополучное положение многих детей России, которое неоднократно освещалось в СМИ вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.
Публикация «Консультация „Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Правовое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.
(Гришина Е. Ю., методист муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Центра оценки качества образования.)
Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются :
• Декларация прав ребенка (1959).
• Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
• Семейный кодекс Российской Федерации.
• Уголовный кодекс Российской Федерации.
• «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
• Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
• Устав учреждения.
• И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.
Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.
Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.
Ответственность за функционирование системы правового воспитания лежит на дошкольном образовательном учреждении, что не снимает ответственности и с родителей.
Цель формирования правовой культуры – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами через знакомство с художественной литературой.
Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка :
• в интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отраженных в Конвенции ООН о правах ребенка;
• развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации к знакомым сказкам;
• развивать способность анализировать действия, поступки литературных персонажей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;
• развивать творческие способности;
• воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев литературных произведений;
• воспитывать правовую сознательность, альтруистские чувства.
Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются :
• систематичность работы;
• взаимосвязь с занятиями по развитию речи, приобщению к художественной литературе, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью;
• сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:
- информационно-познавательного – знания детей о правах, знания об обязанностях;
- эмоционально-оценочного – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;
- поведенческо-деятельностного – умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности. (Гончарова Е. В., д. п. н., профессор НГГУ.)
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Известно, что литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести персонажей.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического и правового воспитания.
Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
В круг чтения на нравственно-правовые темы желательно включать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм : повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. Благодаря книге А. Усачева «Приключения маленького человечка» ребёнок знакомится с основными правами из Всеобщей Декларации Прав Человека.
Взрослые читают сказки и даже не понимают, что с помощью сказок можно ввести ребенка в правовую культуру. Процесс чтения сказок – это не только познавательный, интересный, процесс, но и полезный.
Есть знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Чиполлино» Д. Родари, «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсена, «Приключения Буратино» А. Толстого, «Айболит», «Бармалей», «Тараканище» К. И. Чуковского, «На горке» Н. Носова, «Волшебное слово» В. Осеевой, «Воробьишко» М. Горького, «Золушка» Ш. Перро, ненецкая сказка «Кукушка», русские народные сказки: «Снегурочка», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Морозко», белорусская сказка «Жихарка» и др.
Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей необходимо использовать разнообразные методы и приемы:
- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя:
• если бы я был гадким утенком. ,
• если бы я поймал золотую рыбку. ,
• если бы я вдруг превратился в. ;
- дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Какими правами пользовались персонажи?» и т. п.
- драматизация (Упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных).
Трудно переоценить и значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их. Такие произведения можно взять из литературы для детей, узнать у родителей, дедушек и бабушек и даже использовать свое собственное воображение.
Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.
Особо хочется отметить, что при выборе художественной литературы необходимо учитывать особенности возраста и доступность их содержания детям. Рассмотрим в каждой из них.
Средняя группа. Ребёнок четырёх лет – это «потребитель» всевозможной информации, фантазёр и мастер потрясающих выводов и обобщений. Дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на воспитание дошкольников.
Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием. Предусмотрено знакомство детей с историями о маленьких человечках, похожих на самих малышей, но менее самостоятельных и компетентных, а потому нуждающихся в корректировке поведения и сочувствии. Предлагаются литературные сказки отечественных и зарубежных авторов; малые фольклорные жанры; народные сказки преимущественно о животных; довольно много стихотворений.
Старшая группа. Дети 5-6 лет обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они опосредованно накапливают необходимый житейский опыт, понимая суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Народные и авторские волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют ребёнка, но и закладывают основы собственных социальных представлений.
Подготовительная к школе группа. Перечень произведений для детей 6-7 лет внушителен. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» – за интерес ребят к книгам определённой тематики и определённого жанра, за упорство в поиске понравившейся книги. Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение ещё раз, но иногда, за неимением времени приходится ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года в подготовительной группе нужно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. Использовать отрывки ранее прочитанных детям рассказов, сказок, стихотворений уместно в беседах с детьми на различные темы, в том числе и во время знакомства ребят со своими правами, которые провозглашены Конвенцией, защищены нашим государством.
Беседуя с дошкольниками той или иной возрастной группы, стоит только напомнить детям начало знакомого произведения или отрывки из него, то они вспомнят название (в своей редакции) и содержание. Анализ известных произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правилами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. Чтобы данный вид деятельности был более целенаправленным и служил дополнением к познавательному материалу, знакомящему с правами ребёнка дошкольников, надо делать примерную подборку художественных произведений или отрывков по обозначенным выше темам. Литературные примеры используются для чтения на занятиях, как составляющая часть, и в совместной деятельности.
Необходимо отметить, что правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.
Детям доступны такие четыре группы прав :
1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.
3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.
Приведем примеры художественных произведений где затрагиваются основные права ребенка :
1. Право на имя : Сказка «Три поросенка», М. Ясного «Я придумываю фамилии»;
2. Право на дом, семью, любовь родителей: Сказки Ш. Перро «Золушка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсен, ненецкая сказка «Кукушка», произведения А. Вознесенского, Е Благининой, Н. Артюховой, В. Данниковой; «Я и моя семья» П. Астахов;
3. Право на неприкосновенность жилища, имущества: Сказка «Зимовье», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», рассказ Н. Носова «Огурцы, сказка «Теремок», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка»
4. Право на жизнь : Сказки Ш. Перро «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», М. Пришвин «Жаркий час», «Колобок», «Снегурочка» В. Берестов «Воробушек», «Серая шейка» Мамин-Сибиряк, «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсен, русская народная сказка «Царевна лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин;
5. Право на медицинское обслуживание: «Сказка о молодильных яблочках и живой воде», К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»
6. Право на получение образования: А. Толстой «Золотой ключик», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С. Маршак «Кот и лодыри», Л. Толстого «Филиппок»
7. Право на отдых : О. Высотская «В нашем детском саду», «Золушка» Ш. Перро
8. Право не подвергаться жестокому обращению, на защиту от насилия и жестокости: Сказки : «Лисичка сестричка», В. Осеева «Волшебная палочка», Ш. Перро «Мальчик с пальчик», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко», Ш. Перро «Золушка».
9. Право на сохранение индивидуальности, на свое мнение: Сказки «Сивка – бурка», «Журавль и цапля», М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К. Д. Ушинский «Ветер и солнце», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
10. Право на свободу, на человеческое достоинство: Сказки «Царевна лягушка», Г. Х. Андерсон «Дюймовочка», В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
Все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам.
Знакомство с художественными произведениями и анализ прочитанного позволяют сформировать у дошкольников оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учат применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности. Дети начинают понимать смысл нравственно-правовых требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В результате нравственно-правового воспитания у детей формируются наиболее важные нравственные качества, которые являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.
Таким образом, подрастающее поколение должно с детского сада получать хотя бы элементарные представления о демократии, правах человека, ребенка. Только в этом случае мы, взрослые, можем надеяться, что наши дети вырастут свободными, талантливыми, образованными гражданами новой России. И надо помнить, что вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым для нас педагогов и нельзя забывать в потоке множества других дел.