Папки-передвижки

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей

Валентина Федяинова
Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Я считаю, что нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Публикация «Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

Нам известно, что одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

Мы знаем, что дошкольное образование, стало начальным звеном системы образования, призванным формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Поэтому, я определила нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого ему важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

По моему мнению, духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Философ И. А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее, она являет собой его духовное естество и силу, и дар, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Для того чтобы дети и родители знали свои корни, традиции своего народа, гордились подвигами героев, а также победами российских спортсменов и с уважением относились не только друг к другу, но к другим народам, в ДОУ ведётся работа. По приобщению воспитанников к культуре нашего народа, ознакомлению с историей и традициями, воспитываются доброжелательные отношения к окружающим и близким людям.

Таким образом, духовно – нравственное, а также патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно поэтому в настоящее время стараюсь создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Одним из эффективных средств решения задач духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом. Воспитание духовно - нравственной личности ребёнка средствами физической культуры осуществляю в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, досуги и праздники, подвижные игры, эстафеты, соревнования.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет мне закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями, воспитать у них чувство коллективизма.

Работа детского сада представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок - семья».

Прошедшие Олимпийские игры 2014 года в Сочи, объединили людей в гордости за свою страну. Сочинская Олимпиада стала великим и решающим событием для воспитания подрастающего поколения. Победа во многих видах спорта вызывала уважение и гордость за наших спортсменов. Дети хотели быть похожими на наших спортивных героев. В настоящее время в стране и в частности в нашем городе спорту уделяется огромное внимание, он является одним из приоритетных направлений в развитии нашей страны. Строятся спортивные объекты, открываются спортивные школы. Здоровый образ жизни уже не дань моде, а действительно значимый момент в жизни детей и молодёжи, оказывающий огромное воспитательное значение.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Определив основное направление в работе, я приступила к созданию развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале и предложила создать её воспитателям в разновозрастных группах. Используя оборудование с заинтересованностью, выдумкой, фантазией старалась создать благоприятную атмосферу для дошкольников. Также использовала нетрадиционное физкультурное оборудование, созданное своими руками и руками родителей и детей. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины, шнуры, дорожка «следы», мягкие мячи, тренажеры для профилактики плоскостопия, «сухой дождь» из ленточек. Зная, что положительного результата можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, я постаралась вызвать у них интерес к физической культуре, как к средству воспитания духовно-нравственной личности.

Я считаю, что, основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Для этого я использую сюжетные, тематические занятия. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например: ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».

На занятиях физической культурой с целью формирования положительных черт характера, нравственных качеств я использую разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, торможения (осуждение, порицание, положительный пример детей и свой личный пример, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяю в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь этим методом, я разъясняю правила поведения, побуждая детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребёнку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранить недостатки в поведении.

Накопление морального опыта и его закрепление осуществляю методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности.

По мере овладения двигательными действиями увеличивается скорость их осуществления, происходит автоматизация, и выполнение основных движений вызывает у детей положительные эмоции.

Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, увлекательными, познавательными? В нашем детском саду я решаю эту задачу с помощью интегрированных занятий и развлечений, во время которых дети не только делают упражнения, осваивают движения, но и вспоминают известные сказки, стихи, изучают цифры, счёт. На интегрированных занятиях даю детям получить возможность лучше усвоить трудный материал с помощью подвижных игр, заданий на смекалку и быстроту реакций и т. д. Считалки, стихи, загадки применяю в зависимости от цели занятий.

Такая система физического воспитания повышает интерес детей к занятиям и усвоению знаний. Ведь если знания даны в занимательной форме, они усваиваются быстрее, прочнее и легче.

С помощью интегрированного подхода на занятиях развиваю потенциал самих воспитанников, побуждаю к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Развитие духовно-нравственной личности осуществляю в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребёнок испытывать удовольствие, ощущает себя защищённым и уверенным, реализовывает своё «я».

Форма проведения моих занятий нестандартна, интересна. Используя различные виды деятельности в течение занятия, поддерживаю внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Перед собой я поставила следующую цель – достичь целостного представления об изучаемом событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы, на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности. При этом на занятии совместно с педагогом мы имеем возможность решать несколько задач из различных образовательных областей, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях использую различные методы и приемы.

Практика показала эффективность следующего перечня методов и приемов:

сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ (использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.);

разнообразные речевые подвижные игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах (например, такие игры, как «Пустое место?», «Водяной», «Кто быстрее» и т. д.).

Из практики видно, что важной особенностью интегрированного физкультурного занятия является смена видов детской деятельности. Во время занятия использую разнообразные виды детской деятельности, которые интегрирую между собой, например, драматизацию сказки с физическими упражнениями, конструированием из строительного материала, изобразительная деятельность, использование ИКТ на занятиях. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество.

Интеграция направлений представлена следующим образом:

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизирую фантазию, развиваю творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваю умения действовать в коллективе, создаю эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формирую правильное дыхание, развиваю фонематический слух.

Интеграция физкультурных занятий и музыкальных создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления использую фонограммы музыкальных сказок, музыку из мультфильмов и видео уроки по физической культуре и т. д.

Физическая культура и изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формирую нравственно-волевые качества. Учу детей сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Интеграция физической культуры и познавательной деятельности. На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Интегрированные физкультурные занятия и занятия по экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе родного края, провожу в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем использую физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки.

Мы знаем, что среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, но что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна стать родная русская культура, русский фольклор.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, народным играм, хороводам ребенок легче входит в окружающий мир, вместе с эстетическим наслаждением впитывая духовное наследие народа. В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. В пословицах и поговорках метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

В русском фольклоре всегда сочетаю слова с музыкальным ритмом и напевностью, физическими процедурами, необходимыми ребенку, чтобы научиться управлять своим телом, добиваться активного, качественного и выразительного выполнения движений.

Кроме физического развития дети приобщаются к народной культуре, использование сказок и фольклора способствует также речевому развитию детей. Дети с удовольствием подражают знакомым героям: зайке – «попрыгайке», лягушке – «квакушке». Прослеживается большая заинтересованность детей в таких видах занятий, желание узнать, что же будет дальше, стать не только посторонним зрителем, а участником сказки или путешествия, все это при грамотной организации занятия позволяет увеличить моторную плотность занятия, удовлетворить потребность ребенка в движении.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваю самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Рассматривая физическую культуру, как средство воспитания духовно-нравственной личности, могу отметить, что особенно ценны в этом отношении народные подвижные игры. А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт считали народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Я считаю, что особенность народных игр состоит в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром.

Организую народные подвижные игры с учетом возраста детей, разновидностью движений.

Для детей средних групп использую игры с простейшими индивидуальными и коллективными соревнованиями. У детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Постепенно усложняю правила игры: увеличиваю расстояние для бега, метания и т. д. В средней группе использую сюжетные игры: «Кот и мыши», «Мышеловка», применяю образный рассказ, например для игры «Козлята и волк».

Для детей старших групп игры усложняю по содержанию, правилам, количеству ролей, ввожу задания на коллективное соревнование. Движения детей отличаются большей точностью, поэтому в старшем возрасте использую элементы соревнований («Эстафеты», русские народные игры - забавы – бег в мешках, прыжки в паре с завязанными резинкой ногами и др.).

Перед детьми чаще ставятся задачи: мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, смекалку, сноровку, переключаться с одной деятельности на другую, например, в русских народных играх: «День и ночь», «Салки в кругу, или на одной ноге», «Совушка», «Бабка - Ёжка» и др.

Дети подготовительных к школе групп играют в сложные подвижные командные игры, игры – эстафеты, развивающие ловкость, быстроту, выносливость, самостоятельность, совершенствующие двигательные навыки, воспитывающие морально - волевые качества, вызывающие эмоциональный подъем. Дети сами составляют варианты игр. Высшее проявление творчества у детей – придумывание игр и умение самостоятельно их организовывать. В конце игры всегда положительно оцениваю поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

В работе по формированию нравственных качеств у детей большое внимание я уделяю психогимнастике. Она создаёт такую атмосферу, благодаря которой у ребёнка формируется нравственное поведение. Дети используют полученные знания и навыки в повседневной жизни: непроизвольно начинают жалеть маленькую букашку, учатся понимать, что добро побеждает зло, учатся говорить ласково, с добротой и нежностью.

Вначале ребёнок представляет, а затем уже использует полученные знания в повседневной жизни. Ему как бы даю попробовать, что значит быть добрым, почувствовать, какие при этом появляются ощущения. Важно добиваться, чтобы это были положительные эмоции, чтобы у ребёнка появилось желание снова ощутить эти чувства.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании духовно-нравственной личности через двигательную сферу ребёнка, в нашем саду организуются досуги, соревнования, развлечения, спортивные праздники («В здоровом теле, здоровый дух», «Богатырская наша сила», «Спортивная семья – здоровая Россия», «Олимпийские игры» и др.). Для старших групп организовывала спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить», «Смотры песни и строя, посвящённые Дню Защитника Отечества». Подобные мероприятия проходят с участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, но особенно детям, так как это создаёт определённый эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение праздников «Весёлые старты», «Масленица», «Малые олимпийские игры», «День победы» и др. Родители вместе с детьми активно участвуют в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов, эмблем. В процессе организации спортивных мероприятий, соревнований между группами – совершенствую не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командных дух, чувство коллективизма. Данная форма работы позволила закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями, у них зародились основы коллективизма, сформировались дисциплинированность, культура поведения. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде сформировали патриотические чувства. Разучивая стихи, песни, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей.

Духовно-нравственное воспитание детей происходит не только в организованных формах работы, но и в течение всего дня. Поэтому работа по данной теме немыслима без единства взглядов и тесного сотрудничества всего коллектива. Проводится большая совместная работа с воспитателями групп. На педагогических советах я выступила с консультациями для воспитателей : «Народные подвижные игры, как средство воспитания духовно-нравственной личности», «Роль воспитателя на физкультурном занятии». Для родителей оформлены стенды в раздевальных комнатах, физкультурном зале, коридоре детского сада содержащие информацию с фотографиями детей. В уголках для родителей помещаю домашние задания, рекомендации, статьи, буклеты. Приглашаю родителей на физкультурные занятия, где я использовала методы и приёмы по формированию духовно-нравственной личности ребёнка. Родители с интересом наблюдали за своими детьми и видели, как дети помогают друг другу в проблемной ситуации, пытаются найти самый лучший вариант. А также, родители сами с удовольствием выполняли эти задания. По моему убеждению, только союз педагогов, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования всесторонне развитой, духовно-нравственной личности.

Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями, можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – процесс длительный и противоречивый. И выходит он далеко за пределы дошкольного возраста. Всю жизнь ребёнка следует организовывать как цепь непрерывных упражнений в нравственных нормах.

Литература:

1. «Основы духовно нравственного воспитания детей». Буре Р. С. 2009

2. «Беседы с родителями о духовно нравственном воспитании дошкольника» Островская Л. Ф. 2010

3. Ветлугина Н. А. Казакова Т. Г. «Нравственно эстетическое воспитание ребёнка в детском саду» 2009

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

«Культура и традиции русского народа». Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Матвеева Елена Вячеславовна Год разработки программы: 2016учебный год.

Адаптивная физическая культура как средство полноценного развития особых детей раннего возраста Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков,.

Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно,.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

Паспорт центра патриотического и духовно-нравственного воспитания 1 Социально – нравственное воспитание семья: - оформленные фото – коллажи «Моя семья» - стенд «Мой день рождения» -альбом с фотографиями.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 1 слайд: Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 2. Тема Великой.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 18 октября 2016 в 09:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Федяинова (УИ 241787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД