Любовь Пистрюга
Детская дума как средство социализации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детская дума, как средство социализации старших дошкольников
Актуальность детской думы :
В соответствии с ФГОС ДО, перед детским садом стоит задача – научить детей общаться в жизни, в социуме, в мире за стенами дошкольной организации, а не только в условиях специально подобранной, ограниченной группы детей одного возраста под опекой воспитателя. Необходимо, чтобы ребенок адекватно и эффективно использовал средства общения, умел договариваться, сотрудничать проявлять уважение и симпатию к детям и взрослым.
Публикация «Детская дума как средство социализации старших дошкольников» размещена в разделах
Чтобы выполнить требования ФГОС ДО – создать условия для позитивной социализации дошкольников в детском саду, использую разнообразные формы работы. Это не только традиционные виды детской деятельности – игры, беседы и художественное творчество. Одна из современных форм организации деятельности детей – Детская дума.
Цель Детской думы – формирование у детей основ коммуникативной культуры, умений и навыков для успешного взаимодействия с другими людьми.
Задачи Детской думы :
-Сформировать у детей умение регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами и правилами;
-Поддержать детскую инициативу, создать условия для принятия решений детьми по организации жизни в детском сообществе;
-Сформировать умения адекватно выражать свои чувства, сопереживать и помогать другим детям;
-Сформировать уважительное отношение к мнению, убеждениям и особенностям других детей;
-Учить преодолевать сложные ситуации, которые возникают в процессе совместной деятельности с другими детьми, и разрешать конфликты;
Данная форма работы подразумевает участие детей в оценке конкретной ситуации и партнерскую позицию взрослого, помогает дошкольникам стать активными участниками в жизни группы и детского сада в целом.
Мы с детьми собираемся на заседания Детской думы, чтобы обсудить актуальные для них вопросы, поговорить на интересующие и волнующие их темы. Заседания проходят еженедельно. Темы для заседаний выбираем вместе с детьми. Это могут быть – сложившиеся отношения в группе, нормы и правила поведения, сложившаяся конфликтная ситуация или важное событие для группы или конкретного ребенка. Длительность заседания зависит от того, насколько дети проявляют интерес к той или иной теме, насколько они готовы к обсуждению и как быстро им удается согласовывать свои решения, но не превышает 25 -30 минут. Для обозначения темы заседания использую интерактивное панно, на котором вывешиваются эмблема заседания, детские рисунки, схемы и алгоритмы, обозначающие правила заседания, здесь же в конце заседания дети располагают решение, также выполненное в виде рисунков и схем.
Заседания Детской думы проходят в несколько этапов. Начинаю заседания с приветствия. Чтобы сплотить детей и создать положительный эмоциональный фон использую различные методы и приемы: словесные и пальчиковые игры, элементы психогимнастики, включение игрового оборудования и сказочных персонажей. Далее идет озвучивание проблемной ситуации или темы, которую необходимо обсудить. Взаимодействие детей организую на основе имеющегося у них социального опыта. Для того, чтобы все дети были активными участниками предлагаю разыграть ситуации, близкие и понятные детям. Например, как помочь бабушке или младшему брату, во что поиграть с малышами, как встретить друга в группе после болезни.
К обсуждению проблемной ситуации привлекаю всех детей, для этого использую такие формы работы, как рефлективное упражнение «Волшебный клубок», хоровод, пресс-конференция, цепочка мнений, дерево знаний. Заключительным этапом заседания является принятие решений. Дети принимают решения о соблюдений тех или иных правил, проведении совместной акции или украшении группы к празднику, дню рождения друга и т. д Картинки, индивидуальные работы, схемы-алгоритмы с решением закрепляются на интерактивном панно. После принятия решений вместе с детьми определяем способы, которые позволят реализовать это решение в группе, дети сами распределяют личную ответственность за выполнение.
Результат работы детской думы :
- Дети проявляют инициативу в совместной деятельности с взрослыми и другими детьми;
-Наблюдается рост эмоционально положительных контактов между детьми;
-У детей развито доброжелательное отношение и интерес к другим детям;
-У детей сформированы нормы поведения в обществе;
-У детей сформировано умение проявлять свои чувства, сопереживать и помогать друг другу;
Таким образом, Детская дума формирует ответственность и активную социальную позицию старших дошкольников, создает условия для участие детей в принятии решений, которые затрагивают их интересы.