Тамара Агафонцева
Народная сказка как средство социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка может дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир,
может одарить его воображение и научить
критически воспринимать окружающее.
Д. Родари
Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, обязательных для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.
Публикация «Народная сказка как средство социализации дошкольников» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении со взрослыми и сверстниками, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения.
ФГОС определяет педагогическое содействие позитивной социализации дошкольников как одну из ключевых задач дошкольного образования и устанавливает основные принципы дошкольного образования :
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС определяет задачи:
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности ответственности ребенка;
-формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей. [3]
Все перечисленное может эффективно решаться (несомненно, наряду с другими средствами педагогики) и с помощью всеми любимых с детства сказок.
Сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дающий им возможность понять друг друга. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую формируется на уважении к своим предкам, создании преемственности в культурном развитии народа. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывая добрые и серьезные чувства, сказка поможет научить добру и справедливости. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
Малыш при чтении сказок, при их театрализации переживает события, радуется им или огорчается, дает "им моральную оценку «хорошо» или «плохо». Переживание информации, а не только ее усвоение делает знания значимыми для ребенка, благодаря чему они вносят вклад в становлении его морального облика, в формирующуюся картину мира.
В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными – порождающими эмоциями. Иначе говоря, они должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний - влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему. При чтении сказок влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к сюжету сказки, её героям, поступкам в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет, в просьбах много раз повторять (чтение сказки). [2]
Сказка также является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. И детям, благодаря сказке, легко принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Нравственные оценки поступков героев сказок постепенно обретают позицию нравственных норм социальных взаимоотношений самих детей, начинают регулировать и подчинять социальным нормам поведения саму эмоциональную сферу поступков ребенка.
В работе со сказкой мы делаем акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности. Важным моментом социализации дошкольника является общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка, его психику и сознание.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
1) Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2) Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3) Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами. [4]
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позиции или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. Это мотивационный компонент, включающий отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный, связанный с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ; поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения, владение его технологией. [1]
Сказки о животных помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терёшечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Стоит отметить, что народные сказки предоставляют большую возможность и для детской деятельности. Дети активны и являются непосредственными участниками инсценирования на основе сказок, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей и получаемая ими в процессе инсценировки сказки, усваивается активно и прочно.
В заключение хочется отметить, что проблема социализации детей является актуальной во все времена. Педагогам необходимо знать, на какие моменты обращать внимание при воспитании детей, какие средства использовать при этом. Бесспорно, ребёнку трудно, да, практически, и невозможно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Роль родителей, педагогов, окружения велика для этого. Помочь в этом могут народные сказки, созданные народом, близкие детям по восприятию и образам. Они несут в себе огромную педагогическую ценность. В них есть всё необходимое для успешного приобщения детей к окружающему миру, к социальной действительности. Через народные сказки у педагогов есть возможность воспитать хорошо развитых, готовых к жизни во взрослом обществе детей, которые ещё в детстве постигнут первые опыты общения, взаимодействия, освоят социальные и нравственные нормы. И всё это воспитание будет базироваться на традициях родной культуры, которой порой так недостаёт в наши дни.
Список использованной литературы:
1) Безруких М. М., «Сказка как источник творчества детей», М. ,«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.
2) Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : Учебное пособие для студ. средн. пед. учебн. заведений. – М. : Академия, 1998.
3) Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655)
4) Яничев П. И. Психологические функции волшебной сказки / журнал практического психолога. / - М. : Фолиум, 1999 г.