Юлия Пономаренко
Технология «Дети — волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. Детям сложно адаптироваться в социокультурных условиях, вступить в контакт со взрослыми и сверстниками. Хотя традиционно механизм социализации формируется именно в дошкольном возрасте. Это связано с изменением и развитием социального мира, с активным использованием информационных технологий, чрезмерной занятостью родителей, с минимализацией контактного общения.
Публикация «Технология „Дети — волонтеры“ как средство эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2019
Для выявления коммуникативных способностей дошкольников нами была использована «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова) 2011.
В исследовании участвовало 20 воспитанников, из них 4 ребенка (20%) имеют низкий уровень коммуникативных способностей; 14 детей (70%) - средний уровень; 2 ребенка (10%) – высокий уровень; детей с очень высоким уровнем не выявлено.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что у современных дошкольников существует проблема коммуникации и социализации в обществе. Решением данной проблемы мы видим организацию волонтерского движения. Изучая теорию и методику воспитания, нами была выделена идея о том, что объединяя детей в детское движение, мы способствуем развитию их личности, что является важным фактором ее социализации, а так же развития творческого потенциала в обществе. В опыте работы нами была использована и доработана технология «Дети-волонтёры», которая включает в себя волонтёрское движение. А волонтерское движение — это организация, в которой дошкольники приобретают опыт социальной ответственности и социального взросления в процессе совместной деятельности. Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС ДО.
Целью применения технологии «Дети-волонтёры» является создание системы работы по формированию социализации и коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи:
1. Вовлечь детей в деятельность волонтерского движения : расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет; дать детям практические навыки участия в волонтерском движении.
2. Развивать у воспитанников навыки общения, взаимодействия, сотрудничества, умения оказывать помощь тем, кто нуждается.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.
В своей дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, нами были выделены следующие этапы:
1. Подготовительный. Изучение теоретических основ, формирование у дошкольников понятия «волонтер», «волонтёрское движение».
2. Практический. Применение теоретических знаний на практике.
3. Итоговый. Подведение итогов по применению технологии «Дети-волонтёры».
Подробнее остановимся на практическом этапе волонтерского движения. На данном этапе дети старшего дошкольного возраста активно помогали младшим в различных видах деятельности и режимных моментах:
• Привитие культурно — гигиенических навыков: дети старшего дошкольного возраста учат детей младшего дошкольного возраста правильно мыть перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; а также помогают малышам одеваться в определенной последовательности;
• Трудовая деятельность: помогают поддерживать порядок в группе, а также формируют у малышей бережное отношение к игрушкам и книгам, оказали помощь в реставрации книг; показывают, как ухаживать за растениями в уголке природы; оказание помощи в сервировке столов;
• Театрализованная деятельность: показ разных видов театров (пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр ложек, игра драматизация);
• Образовательная деятельность: рассказы маленьких волонтёров на разную тематику (о родном городе, о безопасном поведении на дороге, улице, о транспорте и т. д.); помощь воспитателю младшей группы в проведении непосредственной образовательной деятельности: подготовка к занятиям, в проведении занятий, помощь детям на занятиях;
После проведения ряда мероприятий нами было проведено повторное исследование коммуникативных способностей дошкольников. В исследовании участвовало также 20 воспитанников: с низким уровнем коммуникативных способностей детей не выявлено; 13 детей (65%) - средний уровень; 5 детей (25%) – высокий уровень; 2 дошкольника (10%)- очень высокий уровень.
Анализируя опыт работы волонтёрского движения, нами был сделан вывод о том, что применяемая технология «Дети – волонтеры» является эффективным средством социализации дошкольников. Стоящая перед нами цель была достигнута, поставленные задачи выполнены: дети с интересом восприняли волонтёркое движение, в дальнейшей деятельности выделилась инициативная группа, которая предлагала новые способы помощи малышам и их воспитателям. Дети стали более коммуникабельны, легко вступают в контакт, научились слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника. Дети младшего дошкольного возраста стали больше говорить, охотнее общаются со старшими детьми; с удовольствием слушают потешки, сказки, песни и т. д. ; проявляют словотворчество, стали употреблять в речи больше сложных предложений, задают много вопросов «Где?», «Почему?». Мы считаем, что главный ресурс технологии «волонтерства» – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, социального и познавательного) от старших к младшим дошкольникам и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.