Инна Белова
Конспект занятия «Правила дорожного движения для Колобка» в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Конспект занятия в младшей группе детского сада «Правила дорожного движения для Колобка"
Автор – Белова Инна Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 88 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Актуальность темы.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Целевая аудитория. Данная методическая разработка (конспект занятия) предназначен для дошкольников младшего и среднего дошкольного возраста.
Предлагаемый мной конспект занятия можно использовать, как в НОД, так и отдельно – фрагментами, в течении дня в совместной деятельности с детьми. В ходе занятия соблюдается принцип интеграции всех образовательных областей, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Мероприятие проводится в форме занятия с детьми.
Цель: Формировать ОБЖ - представление об элементарных правилах дорожного движения, правильном переходе проезжей части дороги.
Задачи:
- продолжать учить различать сигналы-цвета светофора, их значение; закреплять знания о пешеходном переходе («зебре»);
- воспитывать послушание, привычку безопасного поведения у (на) проезжей части дороги; вызвать желание прийти на помощь герою;
- развивать внимание, реакцию на сигнал.
Планируемые результаты: ребёнок, способный применять полученную информацию в жизни, предвидеть опасные ситуации в дорожно-транспортной среде, применять знания, навыки культурного, уверенного и безопасного поведения при переходе через проезжую часть дороги.
Используемые педагогические технологии: технология игровой деятельности, здоровьесберегающая образовательная технология (смена видов деятельности); проблемная ситуация.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с изображением улицы, проезжей части дороги, дорожных ситуаций; отгадывание загадок про светофор; чтение художественной литературы: «Уроки светофора» В. Лиходед, Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу», О. Корнеева «Безопасная дорога. Знай правила светофора»; подвижные игры «Шоферы», «Перейдём через дорогу», «Воробышки и автомобиль».
Материалы и оборудование:
Игрушка колобок, зебра; кубики 3х цветов светофора на каждого ребёнка; игрушечные рули на 4-5х детей; обозначенные на полу дорога и тротуар; авторское пособие- макет с фонариком «Живой светофор», напольное полотно «пешеходный переход», дорожный знак «пешеходный переход»; аудиозапись обучающей песни «Светофор»; материалы для ХТД (клеёнки; полоски картона в виде светофора, пластилин красного, жёлтого и зелёного цвета, стеки, бумажные салфетки).
Ход занятия:
Проблемная ситуация. В группе появляется герой сказки – Колобок (игрушка). Просит детей о помощи.
Колобок: здравствуйте, дети.
«От лисы я убежал,
В большой город к вам попал.
На дороге оказался,
Очень сильно испугался.
Еле ноги я унёс.
У меня есть к вам вопрос:
Как же здесь мне не пропасть,
Под машину не попасть?»
Воспитатель: Ребятки, давайте поможем колобку? Ответы детей: поможем.
Воспитатель: А, что же ему нужно знать, чтобы не попасть в беду на дорогах нашего города?
Ответы детей: как правильно себя вести…правила ДД…как перейти через дорогу…
Воспитатель: верно. Нужно знать ПДД, наших помощников на дороге.
Колобок: А, кто такие помощники? Я не знаю. Ответы детей: светофор, пешеходный переход.
Воспитатель: Колобок, а хочешь мы с ребятами построим тебе светофор из кубиков?
Практическая деятельность детей - постройка светофоров из кубиков 3х цветов (дети ставят кубик на кубик по схеме сигналов светофора).
Колобок: какие хорошие башенки получились.
Воспитатель: это не башенки, а сигналы светофора. Ребята, давайте расскажем и покажем колобку как работает светофор. У нас же есть «живой светофор».
Воспитатель проводит игру «Сигналы светофора»
1 вариант игры. Дети садятся на стульчики. Воспитатель, с помощью фонарика, поочерёдно подаёт сигналы на макете светофора. «Загорается» зелёный сигнал –дети топают ногами и хором говорят: «Иди!». Загорается «Жёлтый» сигнал – дети хлопают в ладоши и хором говорят: «Жди!». На красный сигнал – дети перекрещивают руки перед собой, произнося: «Стоп!»
2 вариант игры для среднего дошкольного возраста- «Перейдём через дорогу». Здесь потребуется два светофора. Один повёрнут в сторону «автомобилей», другой – «пешеходам».
Дети делятся на две группы- пешеходов с Колобком и автомобили. Воспитатель и ребёнок (можно выбрать двоих детей) берут в руки фонарики и макеты светофора. «Пешеходы» встают у светофора, перпендикулярно полосе движения «автомобилей». «Автомобили» берут рули. Светофор подаёт фонариком красный сигнал. В это время «Автомобили» двигаются по дороге (полосе-шоссе). «Пешеходы» стоят на месте -тротуаре и следят за сигналами светофора. «Загорается» жёлтый сигнал на светофоре. «Пешеходы» топают ногами, стоя на месте. «Автомобили» останавливаются. «Загорается» зелёный сигнал. «Пешеходы» переходят через дорогу и переводят Колобка. «Автомобили» стоят на месте.
Воспитатель: Колобок, теперь тебе понятно, как работает светофор?
Колобок: Да, понял. Красный –стоп, Жёлтый –жди, Зелёный – смело иди.
Воспитатель: ребята, а если нужно перейти через дорогу и нет светофора поблизости? Что колобку поможет? Ответы детей: зебра, пешеходный переход.
Если дети затрудняются в ответе, то использовать игрушку –зебру или речевое упражнение «Доскажи словечко».
«Полосы белеют в ряд,
Их заметно всем подряд.
Знает каждый пешеход:
«Зебра –это… переход».
Колобок: а я думал, что зебра- это лошадка.
Воспитатель предлагает детям показать колобку атрибут к игре- полотно «пешеходный переход», который находиться в группе (в средней группе, ещё демонстрируется дорожный знак «Пешеходный переход»).
Воспитатель расстилает полотно «пешеходного перехода» на полу. Ставит игрушки-машины по обе стороны полотна. Дети берут колобка на руки, и учат его переходить дорогу по «зебре» - шагают по переходу.
Колобок: Спасибо, вам, ребята. Научили вы меня переходить через дорогу. Теперь я не пропаду, и в беду не попаду. Могу теперь отправляться в дорогу домой.
Воспитатель: ребята, а давайте на память колобку смастерим подарок - светофоры. И, ты, Колобок к нам присоединяйся.
Дети рассаживаются за столы, где приготовлены для них все необходимые для работы материалы (прямоугольник из картона, на нём начерчены три вертикальных круга на чёрном фоне). Вместе с колобком дети создают поделку- светофор. Дети отщипывают маленькие комочки пластилина и наносят их на плоскость, заполняя кружочки цветами по схеме сигналов светофора.
Во время продуктивной деятельности звучит обучающая детская песня «Светофор».
Итоги занятия. Рефлексия.
Колобок любуется работами, хвалит детей. Забирает подарки. Прощается с детьми.
Воспитатель интересуется у детей: Что они сейчас делали? Кому помогали? Зачем нужно было рассказать Колобку про помощников на дороге?
Литература:
Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М. : Просвещение, 2007.
Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Интернет ресурсы:
https://yandex.ru/video/preview/6564642121171847166 (песня про светофор)