Соколова Светлана
КОП как средство успешной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КОП как средство успешной социализации дошкольников. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-
одна из важных задач воспитания
личности ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский.
От лат. socialis - общественный) - 1) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств;
Публикация «КОП как средство успешной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2) процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.
Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность, и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.
От его успешности зависит, будет ли человек - верно понимать свою роль и свои возможности, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Раз уж людям суждено жить в обществе, то им важно быть максимально приспособленными к нему. Это вопрос не столько видимого жизненного успеха, сколько личностного выживания.
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ. Одним из ключевых моментов этого документа является важность взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и их семьи и др.) Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Одним из таких подходов является разработка и реализация краткосрочных образовательных практик (КОПов). Данная форма деятельности рассматривается как практико-ориентированная образовательная деятельность, выбираемая участниками образовательных отношений, в соответствии с их интересами и образовательными потребностями, позволяющая получить (увидеть) конкретный результат.
КОПы призваны создавать условия для: формирования способности и готовности к осознанному выбору образовательной деятельности; удовлетворения познавательных интересов и действий дошкольников; освоения дошкольниками способов деятельности, необходимых в дальнейшем образовании; повышения мотивации приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; активизации роли семьи в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Реализуя программы КОПов в нашем дошкольном учреждении, мы используем следующий алгоритм:
1. Создание программ КОПов (темы выбираются с учетом интересов детей, запросов родителей, а также на основе увлечений педагогов в той или иной области).
2. Организация процедуры выбора для детей.
Программы КОПов, наши педагоги представляют в игровой форме: «Город мастеров», «Ярмарка идей», «Экран выбора» и др. Дети с помощью именных жетонов выбирают один из предложенных КОПов, затем педагоги в группе фиксируют на какую практику записались дети).
Механизм выбора:
1. «Выбирают родители» - родителей приглашаем на общее родительское собрание по организации практик в ДОУ, на котором наши педагоги презентуют, рассказывают родителям какие цели, задачи ставятся, и как будут реализовываться данные цели, сколько занятий пройдет и какой результат получиться у детей – это могут быть выставки работ, мини-олимпиады и т. д.
Родителям выдается меню заказа КОП (из 14 выбрать 2, одна из выбранных практик обязательно должна иметь техническую направленность). В течение двух дней родители сдают бланк «меню выбора» с личной подписью воспитателям групп.
Этот вид выбора целесообразен во 2-й младшей и средней группах.
Следующий механизм выбора более эффективен, т. к. родитель и ребенок обсуждают вместе, чему хотел бы научиться ребенок.
1. «Выбираем вместе» - выбирают совместно родители и дети.
2. «Я выбираю сам (а)» (ребенок). Предлагаем ребенку выбрать то дело, которым бы он хотел заняться. Последовательно ребенок может сделать 2 выбора практик, одна из которых должна иметь техническую направленность.
Как родителям, так и детям в последнюю неделю месяца предлагаются два меню выбора с одинаковым количеством практик (5-10 практик) на следующий месяц. Первое «меню» - практики технической направленности, второе «меню» - практики, не имеющие технической направленности.
Процедура выбора практики проводится с учетом возраста воспитаников, особенностей их развития и контингента участников. Младшие дошкольники учатся делать выбор с участием родителей, тогда как воспитанники старшего возраста осуществляют выбор самостоятельно. Например, «Завяжи шнурок», «Непослушные колготки», «Вредная пуговка» и т. д. Научить детей младшего дошкольного возраста правильно надевать одежду, обувь, намного легче в обучающих практиках, совместно с другими детьми, в игровой форме. Для старших дошкольников это могут быть уроки этикета, безопасности, технических навыков и т. д.
Практика работы по реализации КОП показывает, что дети старшего дошкольного возраста уже могут сделать выбор КОП самостоятельно, но родители не всегда соглашаются с выбором ребенка. Для этих родителей у нас в ДОУ проводится консультация о значимости формирования умения ребенка делать выбор.
Время реализации 1 КОП зависит от количества занятий в технологической карте КОП.
Процедура выбора практики проводится в 2 этапа.
1 этап. Предварительный выбор.
В течение двух - трёх дней проводится запись в фиксационном листе (меню КОП).
При этом возможны риски:
Риски Решение
на практику записалось недостаточное количество участников практику исключаем из списка
зарегистрировалось слишком большое количество участников делаем две группы
2 этап. Окончательный выбор.
Составляется график проведения практик.
3. Фиксация и анализ результатов выбора (полученный результат выбора помещается в фиксационную карту. В ходе анализа мы определяем перечень актуальных для участников процедуры выбора программ КОПов, которые будут реализованы).
4. Составление графика реализации КОПов (определение времени и места проведения КОПов в режиме дня). Данная практика проводиться в первую или во вторую половину дня. Длительность занятия соответствует возрасту детей (10-30 мин). Возрастная параллель: младший, средний, старший возраст.
Программы практик могут быть рассчитаны от 1 до 4-х часов. Количество детей, участвующих в одной краткосрочной образовательной практике варьируется от 5 до 15 человек.
Периодичность реализации: можно делать выбор один раз в месяц.
Время реализации одной практики: в течение месяца раз в неделю в ДОУ.
Предлагаем вам несколько КОПов, которые реализовывались в нашем ДОУ, например: «Подарки осени» (тестопластика); «Забавные зверята» (поделки из конуса)» ; «Невидимые чернила»; «Изготовление фоторамки»; «Волшебные листочки»
Технологическая карта КОП
«Волшебные листочки»
(нетрадиционное рисование листочками)
Возрастная группа 5-6 лет
Количество детей: 12 детей
Общая цель - Развивать творческие способности, фантазию, воображение детей через создание своих произведений с помощью листьев.
Предполагаемый
результат -У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам.
Продукт деятельности -«Осенний ковер»
-«Букет в вазе»
-«Осенний лес»
- «Волшебная птица»
Итоговое мероприятие Выставка работ
Перечень материалов и оборудования сухие листочки, краски, непроливайки, цветные карандаши, гуашь, мнемотаблица "Осень"
Технологическая карта КОП
«Подарки осени»
(тестопластика)
Возрастная группа 4-5 лет
Количество детей 8 детей
Общая цель Развитие творческих способностей ; фантазии; способностей; воображение детей через создание изделий из соленного теста
Предполагаемый
результат - Повысится уровень развития мелкой моторики рук и глазомера;
-Развитие творческих способностей детей;
-овладеют приемами работы с тестом и необходимыми инструментами для работы;
Продукт деятельности -«Осенний венок»
-Барельеф «Осенний лес»
-Бусы для мамы
Итоговое мероприятие Выставка работ
Перечень материалов и оборудования соленое тесто, нить, трубочки, зубочистки, бусины, сито, стеки, скалка, гуашь.
Используемая литература 1. И. А. Лыкова, Л. В. Грушина «Подарки из соленого теста. Тестопластика»
2. https://www.maam.ru/detskijsad/-umelye-ruchki-testoplastika-programa-dlja-detei-3-7-let.html
3. https://testoplastica.ru/solenoe-testo-v-doshkolnyx-kruzhkax
Работа над КОП продолжается. Благодаря КОПам, дети могут попробовать себя в разных ролях (примерить на себя социальные роли); в разных видах деятельностях. Вспомним стихотворение Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота, За кружок по рисованью тоже все голосовали»….
Анализируя работу ДОУ, как социализируются наши выпускники в школе, можно сделать такой вывод, что благодаря КОПам дошкольники - выпускники быстрее и успешнее адаптируются к школьным условиям, потому что они более успешны, коммуникабельны, уверены в себе, легко идут на контакт со сверстниками и со взрослыми.