Ольга Коновалова
Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество
▼ Скачать + Заказать документы
"Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество"
Игровая деятельность одновременно является и условием, и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира, усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. А экологические игры являются средством для развития экологического сознания ребенка, которые формируют интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.
Публикация «Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Проводя социализацию через формирование экологической культуры дошкольников, педагоги ДОУ широко используют разнообразные игры и игровые ситуации с экологическим содержанием. В процессе этого у детей уточняются, закрепляются, расширяются имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Кроме того, у них развивается память, внимание, наблюдательность, активизируются разнообразные умственные процессы, обогащается словарь, дети получают возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Большое воспитательное значение в процессе социализации имеют сюжетно – ролевые игры. Предлагая детям сюжет игры, педагог преследует несколько целей: закрепление правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности с оцениванием результатов своих действий по отношению к окружающей среде. Ролевые игры учат сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход из различных экологических ситуаций. Традиционно проводимые в детских садах игры : «Семья», «Больница», «Почта», «Парикмахерская», «Магазин» и т. д. не охватывают всех аспектов экологического воспитания. Поэтому педагогами нашего ДОУ был разработан цикл сюжетно-ролевых игр экологического содержания направленного на социализацию детей в общество. Предлагаемый педагогом необычный сюжет игры, заведомо создает желание у детей к моделированию разнообразных игровых ситуаций в данном случае с экологической тематикой. Это такие игры как : «На рыбалку», «В лес всей семьей», «Отдохнем у костра», «В зоопарке», «Мы защитники природы», «Зеленый патруль», «Экспедиция», и т. п. В процессе этих игр дети реализуют себя как полноправные члены современного общества, знающие свои права и обязанности и понимающие значимость и последствия для окружающего мира, неправильного поведения человека в природе.
Не меньший интерес у детей вызывают игры-превращения, которые очень любят наши дети. Педагоги используют это для воспитания эмоционального отношения к природе, формирования уважительного отношения к ее представителям, восприятию их как равных человеку. Предлагаем детям «превратиться» в капельку дождя или зайчонка, деревце или кузнечика, и вести себя как они, чувствовать как они, размышлять их мыслями. Все эти превращения помогают на более доступном уровне понять ребенку явления, происходящие в природе, проникнуться сочувствием к животному, растительному миру. Этот вид игр мы используем в различных видах деятельности: на занятиях (музыкальных, физкультурных, изо-деятельности и т. д., при ознакомлении с художественными произведениями, на прогулке, в театрализованной деятельности, при проведении развлечений, утренников, при привитии детям культурно-гигиенических навыков т. п.)
Положительным результатом работы по развитию экологического сознания дошкольников является самостоятельная организация игр детьми, носящая творческий характер. В них ребята отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность этих игр в том, что они организуются и проводятся по инициативе самих детей.
Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений педагог создает зону совместных эмоциональных переживаний. Только в этом случае у дошкольника могут быть развиты, наблюдательность, «экологическая зоркость», преодолена «эстетическая глухота», то есть неспособность, неумение замечать прекрасное в природе и адекватно реагировать на него. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, познание. Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и ее охране.