Надежда Касымова
«Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская роспись». Конспект НОД с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Декоративно – прикладное искусство. Филимоновская роспись»
Непосредственная образовательная деятельность
с детьми 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Освоение росписи филимоновской игрушки.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с элементами филимоновской росписи.
2. Учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, используя круговую композицию.
3. Формировать умение варьировать элементы при составлении декоративной композиции.
Темочки:
- Грач. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Филимоновские игрушки. Конспекты
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Филимоновские игрушки. Рисование, роспиь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
4. Учить самостоятельно создавать индивидуальную декоративную композицию, используя образцы, элементы росписи, цветовое решение.
5. Воспитывать гордость и уважение к труду филимоновских мастеров.
6. Воспитывать чувство эмпатии и ответственность за тех, кого мы приручили.
Методы и приемы: минута созерцания; искусствоведческая беседа; постановка цели: научимся украшать миску филимоновской росписью; мотивация деятельности детей – украсим мисочку для собачки; рассказ воспитателя от имени игрового персонажа Жучки о бездомных собаках; вопросы к детям; рассматривание элементов филимоновской росписи, их цветового решения; физкультурная минутка «Зверобика»; самостоятельная творческая деятельность; мультимедийное сопровождение; индивидуальная помощь детям; советы взрослого; эмоциональный итог работы; оценка достижений детей; самооценка; эстетическая рефлексия «чему ещё можно научиться?».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Прогнозируемые качества личности: любознательность, креативность, духовность, коммуникативность, эмпатия.
Творческий продукт: Рисунок – создание филимоновского орнамента на миске для собаки.
Предварительная работа:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- чтение познавательной литературы о декоративно-прикладном искусстве филимоновских мастеров;
- искуствоведчесская беседа «Из истории декоративно-прикладного искусства филимоновских мастеров».
- подготовка и организация выставки на тему: «Мой питомец».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
- знакомство с филимоновской росписью, её элементами;
-упражнение детей в рисовании элементов филимоновской росписи – «звёздочка», «ёлочка», «полоска».
- слушание песни В. Шаинского «Пропала собака»;
Образовательная область «Речевое развитие» :
- разучивание стихотворения Б. Заходера «Ах, как мы страдаем»;
- чтение стихотворений о бездомных животных: М. Новицкая «Бродяга – пёс», Н. Самоний «Родились Щенята!»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- участие в благотворительной акции «Доброе дело» (Поможем бездомным животным).
Образовательная область «Физическое развитие» :
- физминутка «Зверобика».
Лексическая работа: филимоновское чудо; глиняная игрушка; детская забава; ярмарки и фестивали; глиняная диковинка; красочная роспись; народные мастера; незатейливые узоры; знаки: круг – «солнце», «звёзды», треугольник – «земля», точки – «глаза», пятнышки – «рот», медведь – символ могущества, олень – плодородие, конь – свет, сила; статные барыни; горделивые кони; задорные петушки; птички и зверушки с изящными вытянутыми шеями; свистульки; солдаты; незатейливый сюжет; связь человека и природы; чередование разноцветных полосок; орнамент на юбках; малиново-жёлто-зелёная полоска; сверкают; сплетаются в соцветия.
Материал: слайды с изображением фотографий филимоновской посуды, игрушек; игрушка – собака.
Пособия: круглые листы бумаги; гуашь; кисти №3; баночки с водой; салфетки.
Оборудование: мультимедийная система.
Ход
Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла собака Жучка.
Воспитатель от имени игрового персонажа Жучки говорит, что в городе есть много бездомных животных, которым нужна помощь.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю подарить собачке Жучке и её бездомным друзьям красивые мисочки для еды. А поможет нам в этом филимоновсая игрушка.
Основная часть.
1. Знакомство с элементами филимоновской росписи
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на филимоновское чудо.
Это яркие, нарядные игрушки-свистульки. Их делали народные мастера из глины и раскрашивали яркими красками. Дарили детям на праздниках и фестивалях. Эти глиняные скульптуры привлекали всех своим простым колоритом и незатейливым сюжетом.
У каждой филимоновской фигурки есть своё значение. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу».
Юбки и передники статных барынь украшает красивый орнамент с чередованием разноцветных полос.
Слайд №1
Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.
Слайд №2
Горделивый конь в народном искусстве – это время, свет, богатырская сила.
Слайд №3
Олень – изображал тепло и плодородие.
Слайд №4
Задорные петушки были символом весны.
Слайд №5
Воспитатель предлагает рассмотреть элементы филимоновской росписи.
Слайд №6
Воспитатель от имени игрового персонажа собаки Жучки: Ребята, а как называются эти красивые узоры?
Дети: Они называются «Полоски», «Ёлочки», «Солнышки», «Звёздочки», «Треугольники».
Воспитатель: Такими узорами и украшали филимоновские игрушки. Посмотрите на эту красивую тарелку.
Слайд №7
Какие цвета использовали мастера при её раскрашивании?
Дети: Красный, зелёный, жёлтый, малиновый.
Слайд№8
Воспитатель: Для создания этого незатейливого узора в круге народные умельцы использовали чередование ветвистых «ёлочек», «звёздочек», «солнышек» и малиново-жёлто-зелёной полоски. Все узоры напоминают о связях человека и природы.
Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в весёлую музыкальную игру «Зверобика».
Слайд№9
В сопровождении музыки дети и воспитатель выполняют упражнения.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Жучка, мы с ребятами хотим подарить тебе и твоим друзьям красивые мисочки, которые сами раскрасим филимоновскими узорами.
Ребята, я предлагаю вам создать свою декоративную композицию на миске для собачки, используя нужный цвет и элементы филимоновской росписи.
Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель при необходимости оказывает помощь, даёт советы.
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, дети! Какие расписные мисочки у вас получились. Все они яркие и красивые. Чему бы вы хотели ещё научиться?
Дети дают самооценку творческой работе и отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель от имени игрового персонажа собаки Жучки: Спасибо вам, ребята! Мне очень понравились ваши мисочки!