Надежда Касымова
«Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская роспись». Конспект НОД с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Декоративно – прикладное искусство. Филимоновская роспись»
Непосредственная образовательная деятельность
с детьми 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Освоение росписи филимоновской игрушки.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с элементами филимоновской росписи.
2. Учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, используя круговую композицию.
Публикация «„Декоративно-прикладное искусство, Филимоновская роспись“, Конспект НОД с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
3. Формировать умение варьировать элементы при составлении декоративной композиции.
4. Учить самостоятельно создавать индивидуальную декоративную композицию, используя образцы, элементы росписи, цветовое решение.
5. Воспитывать гордость и уважение к труду филимоновских мастеров.
6. Воспитывать чувство эмпатии и ответственность за тех, кого мы приручили.
Методы и приемы: минута созерцания; искусствоведческая беседа; постановка цели: научимся украшать миску филимоновской росписью; мотивация деятельности детей – украсим мисочку для собачки; рассказ воспитателя от имени игрового персонажа Жучки о бездомных собаках; вопросы к детям; рассматривание элементов филимоновской росписи, их цветового решения; физкультурная минутка «Зверобика»; самостоятельная творческая деятельность; мультимедийное сопровождение; индивидуальная помощь детям; советы взрослого; эмоциональный итог работы; оценка достижений детей; самооценка; эстетическая рефлексия «чему ещё можно научиться?».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Прогнозируемые качества личности: любознательность, креативность, духовность, коммуникативность, эмпатия.
Творческий продукт: Рисунок – создание филимоновского орнамента на миске для собаки.
Предварительная работа:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- чтение познавательной литературы о декоративно-прикладном искусстве филимоновских мастеров;
- искуствоведчесская беседа «Из истории декоративно-прикладного искусства филимоновских мастеров».
- подготовка и организация выставки на тему: «Мой питомец».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
- знакомство с филимоновской росписью, её элементами;
-упражнение детей в рисовании элементов филимоновской росписи – «звёздочка», «ёлочка», «полоска».
- слушание песни В. Шаинского «Пропала собака»;
Образовательная область «Речевое развитие» :
- разучивание стихотворения Б. Заходера «Ах, как мы страдаем»;
- чтение стихотворений о бездомных животных: М. Новицкая «Бродяга – пёс», Н. Самоний «Родились Щенята!»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- участие в благотворительной акции «Доброе дело» (Поможем бездомным животным).
Образовательная область «Физическое развитие» :
- физминутка «Зверобика».
Лексическая работа: филимоновское чудо; глиняная игрушка; детская забава; ярмарки и фестивали; глиняная диковинка; красочная роспись; народные мастера; незатейливые узоры; знаки: круг – «солнце», «звёзды», треугольник – «земля», точки – «глаза», пятнышки – «рот», медведь – символ могущества, олень – плодородие, конь – свет, сила; статные барыни; горделивые кони; задорные петушки; птички и зверушки с изящными вытянутыми шеями; свистульки; солдаты; незатейливый сюжет; связь человека и природы; чередование разноцветных полосок; орнамент на юбках; малиново-жёлто-зелёная полоска; сверкают; сплетаются в соцветия.
Материал: слайды с изображением фотографий филимоновской посуды, игрушек; игрушка – собака.
Пособия: круглые листы бумаги; гуашь; кисти №3; баночки с водой; салфетки.
Оборудование: мультимедийная система.
Ход
Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла собака Жучка.
Воспитатель от имени игрового персонажа Жучки говорит, что в городе есть много бездомных животных, которым нужна помощь.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю подарить собачке Жучке и её бездомным друзьям красивые мисочки для еды. А поможет нам в этом филимоновсая игрушка.
Основная часть.
1. Знакомство с элементами филимоновской росписи
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на филимоновское чудо.
Это яркие, нарядные игрушки-свистульки. Их делали народные мастера из глины и раскрашивали яркими красками. Дарили детям на праздниках и фестивалях. Эти глиняные скульптуры привлекали всех своим простым колоритом и незатейливым сюжетом.
У каждой филимоновской фигурки есть своё значение. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу».
Юбки и передники статных барынь украшает красивый орнамент с чередованием разноцветных полос.
Слайд №1
Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.
Слайд №2
Горделивый конь в народном искусстве – это время, свет, богатырская сила.
Слайд №3
Олень – изображал тепло и плодородие.
Слайд №4
Задорные петушки были символом весны.
Слайд №5
Воспитатель предлагает рассмотреть элементы филимоновской росписи.
Слайд №6
Воспитатель от имени игрового персонажа собаки Жучки: Ребята, а как называются эти красивые узоры?
Дети: Они называются «Полоски», «Ёлочки», «Солнышки», «Звёздочки», «Треугольники».
Воспитатель: Такими узорами и украшали филимоновские игрушки. Посмотрите на эту красивую тарелку.
Слайд №7
Какие цвета использовали мастера при её раскрашивании?
Дети: Красный, зелёный, жёлтый, малиновый.
Слайд№8
Воспитатель: Для создания этого незатейливого узора в круге народные умельцы использовали чередование ветвистых «ёлочек», «звёздочек», «солнышек» и малиново-жёлто-зелёной полоски. Все узоры напоминают о связях человека и природы.
Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в весёлую музыкальную игру «Зверобика».
Слайд№9
В сопровождении музыки дети и воспитатель выполняют упражнения.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Жучка, мы с ребятами хотим подарить тебе и твоим друзьям красивые мисочки, которые сами раскрасим филимоновскими узорами.
Ребята, я предлагаю вам создать свою декоративную композицию на миске для собачки, используя нужный цвет и элементы филимоновской росписи.
Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель при необходимости оказывает помощь, даёт советы.
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, дети! Какие расписные мисочки у вас получились. Все они яркие и красивые. Чему бы вы хотели ещё научиться?
Дети дают самооценку творческой работе и отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель от имени игрового персонажа собаки Жучки: Спасибо вам, ребята! Мне очень понравились ваши мисочки!