Ирина Васильевна Куриленко
Деловая игра с педагогами «Воспитание толерантности»
на тему "Воспитание толерантности"
Цели игры:
1. познакомить педагогов с понятием «толерантность»;
2. создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;
Публикация «Деловая игра с педагогами „Воспитание толерантности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
3. научить педагогов конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности;
4. развить желание принимать активное участие в игре, работать коллективно;
5. закрепить знания педагогов по теме «воспитание толерантности».
1. Вводная часть
Слайды 1, 2
Цель: познакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность».
Время на проведение: 7-10 минут.
Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Слайд 3
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Слайды 4,5
Толерантность - это милосердие;
Толерантность - это сострадание;
Толерантность - это уважение;
Толерантность - это доброта души;
Толерантность - это дружба.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Слайд 6
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.
Слайд 7
Есть два пути развития личности:
Толерантная личность Интолерантная личность
доброжелательность непонимание
понимание и принятие игнорирование, эгоизм
чуткость, любознательность выражение пренебрежения, нетерпимость
снисходительность, доверие, гуманизм
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Слайд 8
Правила толерантного общения :
Уважай собеседника
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично
Ищи лучшие аргументы
Будь справедливым, готовым признать правоту другого
Стремись учитывать интересы других
Слайд 9
Сплочённый коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.
Слайд 10
В заключение вводной части мне хотелось бы сказать, что наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.
Слайд 11, 12
Далее практическая часть с педагогами
1. Разминка
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.
Время на проведение: 3-5 минут.
Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса Владимировна, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Лариса Владимировна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.
Время на проведение: 3-5 минут.
Материалы: мяч.
Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Татьяна Фёдоровна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья Анатольевна, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
2. Основная часть
Педагоги делятся на 2 команды, придумывают название каждой команде.
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: продолжить работу с определением толерантности, развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Материалы: 2 мольберта, 2 листа бумаги А3, цветная бумага, белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.
Время на проведение: 6 минут.
Сейчас командам предстоит создать эмблему толерантности. Каждая команда попытается создать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Творческий процесс займёт 6 минут. После завершения, работы вывешиваются на мольберты, команды рассматривают эмблемы друг друга, проводится презентация эмблем каждой подгруппы.
Упражнение «Основные черты толерантной личности»
Цель: показать многоаспектность значения слова «толерантность», закрепить качества, присущие толерантной личности.
Материалы: 2 листа А3, 2 конверта со словами и солнцем.
Время на проведение: 3 минуты.
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Команды наклеивают на плакат – солнце (овал и лучи с качествами толерантной личности)
В каждом конверте по 10 слов.
Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт № 2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
После того, как команды завершили работу, плакаты вывешиваются на мольберты, команды называют те качества, присущие толерантной личности.
Упражнение «Покажи толерантный поступок»
Цель: закрепить умение совершать толерантные поступки, развить творческие способности педагогов, умение показать без слов, используя мимику, жесты, пантомимику, толерантный поступок.
Материалы: 4 конверта со словами, характеризующими толерантную личность.
Время на проведение: 5-7 минут.
Каждой команде предлагается взять по 2 конверта, в течение 2-х минут придумать и показать толерантный поступок из жизни детей, используя жесты, мимику, пантомимику. В данном задании запрещается использовать слова. Другая команда должна угадать, какой толерантный поступок был показан.
Упражнение «Вспомни и назови»
Цель: продолжать закреплять понятие «толерантность», развивать память педагогов, умение вспомнить пословицы и поговорки о толерантности.
Время на проведение: 5-10 минут.
Командам предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки, характеризующие толерантную личность (о дружбе, милосердии, терпимости, доброте и т. д.).
Упражнение «Музыкальная пауза»
Цель: повысить эмоциональный настрой педагогов, сплотить коллектив исполнением коллективной песни.
Время на проведение: 3-5 минут.
Предлагаю вспомнить песни о дружбе. После приглашаю по одному представителю от каждой команды, предлагаю выбрать конверт («Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается») и под музыкальный аккомпанемент спеть песню.
3. Заключительная часть
Рефлексия игры.
– Мы познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– Что понравилось?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
– Считаете ли Вы целесообразным проводить такие игры среди педагогического коллектива?