Папки-передвижки

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников»

Светлана Станкина
Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Правила игры: Уметь слушать других.

Вырабатывать общее решение вопроса.

Принимать активное участие в игре.

Не оспаривать оценку жюри.

Соблюдать культуру речи и тактичность.

Разминка:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

Развитие словаря

• формирование грамматического строя речи

• воспитание звуковой культуры речи

развитие связной речи

• подготовка детей к обучению грамоте

Темочки:

развитие речевого дыхания, выразительности

2. Что такое диалог? Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.

3. Что такое монолог? Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

4. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

5. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

6. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

7. Как называется устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

1. Игра «Прилагательные ассоциации»

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка как ее правильность. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Задание: Я называю слова – вы по очереди в ответ в качестве словесной ассоциации – прилагательное. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.

Список - Критика -

Звезда - Книга -

Басня - Закон -

Лекция - Счастье

Дом - Пища -

Воззвание - Дефицит -

Действие Шрифт -

Признание -

Интерес - Убеждение -

Библиотека Музей

Мудрец - Задание -

Собака Приказ -

Жизнь - Воспитание -

Физика - Принцип -

Сказка - Дыхание -

Приключение -

2. «Речь педагога особенна»

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения.

Игра «Исправь ошибки»

1 команда: «Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

2 команда: «Мы ехали около полтора часов в поезде. В елочном лесу собирали грибы, ложили их в корзину. Пес плелся взади. Вася хотит бегать вперед меня. Ихний дед пошел домой, у него много делов. У него текет крыша».

3. Игра – тренинг «Ударение»

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл.

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

Команды сообща расставляют ударение, затем кто-то один зачитывает слова.

1. Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, алфавит, договор, каталог, квартал, петля, танцовщица, звонит, начата, шарфы, банты, сливовый.

2. Страховщик, процент, включит, досуг, творог, баловать, щавель, водопровод, кедровый, столяр, жалюзи, закупорить, облегчить, оптовый, торты, шофер, туфля

4. Задание «Черный квадрат»

Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.

В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора.

Примерные рассказы воспитателей

1. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.

2. Сюжет картины навеян темой сиротства, страданием детей, русской народной сказкой. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

3. Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колокольня сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля. В воздухе пахнет весной.

4. Перед нами дощатый, чисто выскобленный чьей-то заботливой рукой розовый стол. Он источает едва уловимый запах древесины. На столе – небольшой самовар, стакан на блюдце, яйца, букет полевых цветов, фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают грани начищенного до блеска самовара. В прозрачной стеклянной вазе – букет полевых цветов. В верхнем углу художник поместил большого, рыжего, вислоухого пса. Умная собака терпеливо ждет своего хозяина, который незримо присутствует на картине. Кажется, что он где-то рядом. Картина вся сияет, словно прозрачное солнечное утро. Она полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.

Ответы

1. И. И. Левитан «Золотая осень»

2. В. М. Васнецов «Аленушка»

3. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

4. К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

5. Задание. Инсценировка

Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.

Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

6. Задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»

Кроссворд № 1

1. Речь, рассказ одного человека.

2. По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.

2. По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.

3. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.

4. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.

5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.

6. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.

Ответы: 1. Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3. Описание. 4. Рассказ. 5. Словесный. 6. Синонимы.

Кроссворд № 2

1. Слова, противоположные по смыслу.

2. Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.

3. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.

4. Часть речи, которая обозначает действие предмета.

5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.

6. Разговор между двумя людьми.

7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.

Ответы: 1. Антонимы. 2. Повествование. 3. Автор. 4. Глагол. 5. Наглядный. 6. Диалог. 7. Загадка.

7. Задание. Работа с поговорками

Ведущий: В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

Карточка № 1

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу:

1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

Карточка № 2

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу:

1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

8. Задание. Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)

Подведение итогов деловой игры

Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри, благодарит за участие.

Список используемой литературы:

1. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2001.

2. Справочник старшего воспитателя/ авт. -сост. Н. А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Публикации по теме:

Иллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитиеИллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитие Уважаемые коллеги, хочу познакомить с новинкой, появившейся в нашей группе. Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Центра.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Деловая игра по здоровьесбережению дошкольников «Знаю. Умею. Могу» Деловая игра «Знаю. Умею. Могу» Цель: используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения,.

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я всё умею и всё могу»Деловая игра с педагогами ДОУ «Я всё умею и всё могу» Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ» Цель: Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Цель: Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста,.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников»
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 09:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Станкина (УИ 1496538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД