Юля Цветкова
Деловая игра «Я и мои права».
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ МО "Непоседы"
Деловая игра "Я и мои права".
(с презентацией)
Подготовила и провела:
воспитатель
Цветкова Ю. В.
г. Железнодорожный
Цель: познакомить детей с правами и обязанностями человека.
Задачи:
• познакомить с понятиями “гражданин”; “права граждан”; “права детей”; “обязанности школьников”; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;
Публикация «Деловая игра „Я и мои права“,» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;
• воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.
Оборудование: задания, карандаши, жетоны, “правовое” дерево, аудиозапись песен «Тяп – ляп» и «Учат в школе», иллюстрации из сказок, награды.
Ход занятия
1. Вступление.
То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам.
Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.
Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру “Я и мои права”. Вы поделены на две команды. В каждой команде выберите капитана. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги и наградим победителей.
2. Актуализация знаний.
- А кем является каждый из нас? (ответы детей)
- Каждый из нас – гражданин России.
- Кто такой “Гражданин”? (ответы детей)
- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие “гражданин” объясняется так: Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями; взрослый человек, а также форма обращения к нему.
Пояснение понятия 1:
- Каким словом можно заменить слово “лицо”, чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)
- Что значит “постоянное население”? (люди, которые живут здесь всегда).
- Что значит “наделённое правами и обязанностями”? (иметь права и обязанности).
Пояснение понятия 2:
- Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: “уважаемый”, “товарищ”, “сударь”, в том числе и “гражданин”. Всё зависит от ситуации и воспитания.
3. Игра “Дополни”.
- А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает задание и карандаш (для проверки). Ваша задача: в предложение вставить нужные слова.
После того, как команды выполнили задание, им необходимо поменяться предложениями. Далее проверка.
Подсчитав количество правильных ответов, команды получают жетоны (1 место – 3 жетона, 2 место – 2)
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
4. Беседа.
- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей)
- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
- Слово “конституция” в переводе с латинского обозначает “установление”.
- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)
• Каждый человек имеет право на жизнь.
• Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
• Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
• Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
• Гражданин России имеет право на отдых.
- А теперь, зная эти права, мы поиграем.
5. Игра “Путешествие в сказку”.
- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.
1. “Айболит” К. И. Чуковский (право на получение медицинской помощи)
2. “Золотой ключик” А. Толстой (право на образование)
Команда, которая правильно ответит, получает жетон.
6. Беседа.
- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.
- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)
- Таких документов много, но мы рассмотрим только некоторые из них.
- Декларация – документ, который защищает наши права.
- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.
К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли “Декларацию о правах человека”.
- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу?
- Поскольку “Декларация о правах человека” – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра называется “Музыкальная минутка”. Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей “минутки” вы ответите на такой вопрос: “На какие права указывает каждая из песен?”. Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.
1. “Учат в школе” (право на образование)
2. “Тяп – ляп” (право на труд)
7. Тренинг.
- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это. ”
- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?
В уставе школы сказано:
• обучающиеся школы обязаны:
• соблюдать Устав школы;
• добросовестно учиться;
• бережно относится к имуществу школы;
• соблюдать Правила поведения учащихся.
Сценка
- А знаете, ребята! В одной стране жили два человечка. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одного звали Права, а другого – Обязанности. У каждого из них в жизни были главные слова:
Права (разворачивает свиток и читает) :
Жизнь, образование, труд, отдых.
Обязанности (разворачивает свиток и читает) :
Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.
Однажды жители этой страны заметили, что человечки очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.
С тех пор эта страна стала называться Правовой.
- Что можно сказать о правах и обязанностях?
Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
Правила школьной жизни.
В школу, знает детвора,
Ходят с самого утра.
И хотели – не хотели,
Нужно быстро встать с постели.
На урок не опоздать,
Всё успеть и всё узнать.
Научиться надо, братцы,
Вам с улыбкой просыпаться.
Новый день пришёл опять –
Пусть несёт не “2”, а “5”!
Так же просим вас учесть:
Перед дверью коврик есть.
Обувь вымойте, друзья,
В школу грязь носить нельзя.
Дети фрукты и конфеты
Дружно, весело едят,
Но огрызки все при этом
На пол мусором летят!
А для мусора ведро
В школе есть, понятно?
Мусор складывать в него
Надо аккуратно.
Ребята, в школе не годится:
Кричать и бегать, и носиться.
По коридорам не скачите,
Свои носы поберегите.
Если ссора. Вот досада!
Обижать друзей не надо,
Не нужны нам злые ссоры,
Слёзы, споры и раздоры.
В споре кулаки мешают:
Они проблемы не решают!
Всё просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться!
Ведь с друзьями интересно -
Это каждому известно!
Что такое быть опрятным?
Значит чистым, аккуратным,
Чтоб штаны не знали дыр -
Это брюки, а не сыр.
Надо всем всегда стараться
Строго в школу одеваться.
И не думать, не гадать
Деловой стиль соблюдать.
В заключение отметим:
Грубость явно ни к чему.
Будьте вежливыми, дети,
Не грубите никому!
8. Рефлексия.
- Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она “Выбери нужное слово. ”. На правовом дереве вам нужно будет написать слово, право человека, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.
А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, подсчитайте жетоны, которые заработала ваша команда.
Определение победителей. Награждение.
Сегодня мы узнали правах и обязанностях человека. Вы хорошо работали. Молодцы! Спасибо за внимание!
Жизнь, образование, труд, отдых.
Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.
Каждый. имеет право на., ., . .
лентяй, человек, безделье, труд, плохое поведение, отдых, жизнь.
Каждый. имеет право на., ., . .
лентяй, человек, безделье, труд, плохое поведение, отдых, жизнь.
Я
и
мои
права
Правовое дерево.