Нина Шолмова
Деловая игра для педагогов по основам безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов по основам безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста
Раздел 1 «Ребенок и незнакомые взрослые на улице и в доме»
Публикация «Деловая игра для педагогов по основам безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой, грязный», а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред, так же как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Для старшего дошкольного возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например, Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей, но была доброй; Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).
2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.
Примеры:
• Взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
• Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься.
• Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры - драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.
4. Если, чужой, приходит в дом. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улицах, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых. Нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребёнок дома с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться, например «Волк и семеро козлят».
3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
Цель педагога – научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Раздел 2. Ребёнок дома.
1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
• Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
• Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
• Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Из объяснений педагога ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.
Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальное обучающие занятия по выработке соответствующих навыков.
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.
2. Открытое окно, балкон как источник опасности.
Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
3. Экстремальные ситуации в быту.
Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких и родных взрослых. Знать о том, как вызвать службу спасения по сотовому телефону. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего- либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.
Раздел 4. Ребенок на улице.
1. Устройство проезжей части. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего они предназначены.
2. Светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом.
"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье:
если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон,
поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза,
поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут беречься".
Януш Корчак
Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались дети. И как ни печально, именно дети страдают, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.
• Что такое опасность?
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
• Назовите признаки, которые определяют опасность.
- Это:
• Угроза для жизни;
• Возможность нанесения ущерба здоровью;
• Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
• Назовите ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
• Опасности дома;
• Опасности на дороге и улице;
• Опасности на природе;
• Опасности в общении с незнакомыми людьми.
У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.
До введения ФГОС понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ включало в себя охрану жизни и здоровья детей.
После введения ФГТ «Безопасность» была выделена в отдельную образовательную область.
В соответствии с ФГОС ДОдеятельность, направленную на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе включает в себя образовательная область «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста», а одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ безопасности.
Формирование основ безопасности – это :
- формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
• Давайте вспомним задачи работы с детьми для каждого возраста.
(воспитатели зачитывают задачи работы)
Задачи работы с детьми 2-3 лет
- Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду (играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей)
- объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос – это опасно!
- учить детей правилам безопасного передвижения в помещении (быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, держаться за перила)
- дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения (автомобили ездят по дороге; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный цвет нужно стоять, на зеленый – двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку)
- читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение.
Задачи работы с детьми 3-4 лет
- продолжать знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека
- расширять представления о правилах дорожного движения (автомобили ездят по дороге; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый, напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу.
- формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.
- напоминать детям о том, что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя дорогу, нужно крепко держать взрослых за руку.
- знакомить детей со специальными видами транспорта: «скорая помощь» (едет к больным по вызову, пожарная машина (едет тушить пожар).
Задачи работы с детьми 4-5 лет
Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности :
Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
- учить правильно пользоваться ножницами (в присутствии взрослых)
Активизировать знания о:
Сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части (познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта»
- Об опасностях при контактах с животными.
- Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- О бытовых опасностях.
- О взаимосвязи и взаимодействии в природе.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста
- Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
- О безопасном поведении в помещении, во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения.
- О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
- Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, на улице, в природе, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
- Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде, на улице и т. д.
Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, а также и безопасность образовательного процесса.
• Безопасные условия пребывания детей в детском саду.
Это:
- Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
- Правильное хранение различных материалов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).
- Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.
- Маркировка постельного белья и полотенец.
- Правильное освещение.
Все мы знаем, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Сегодня мы тоже будем играть. Через деловую игру будем искать эффективные методы и приёмы, чтобы воспитание и образование по основам безопасности и жизнедеятельности детей было не только обучающим, но и развивающим.
Деловая игра
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите,
Пред бедою нельзя отступать,
Наши знания вы получите
И умейте вы их применять!
Задание «Сказка ложь, да в ней намек»
Всем известны сказки (большинство, содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения.
Кто больше назовет сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?
• Вопрос 1: Назовите сказки, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объясните, почему?
• Вопрос 2: Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности?
Рекомендация: Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей.
Задание «Сказка к нам приходит»
Вы с детьми читаете сказки, где герои, доверяясь незнакомцам, попали в беду.
Давайте вспомним эти сказки.
1. У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?. (Буратино.)
2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка)
3. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят)
4. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок.)
5. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок. (Зайкина избушка)
6. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла. (Гуси – лебеди.)
При чтении этих сказок возможно организовать беседу по безопасному поведению.
Задание «Вопрос – ответ»
- Я буду задавать вопросы. Ваша задача – коротко и быстро на них ответить.
1. Ребенку сделали очередную прививку. Какую разновидность приобретенного иммунитета он приобрел – естественный или искусственный? (искусственный)
2. Какой орган человеческого организма самый большой? (кожа)
3. Что относится к нарушениям осанки – сколиоз или плоскостопие? (оба)
4. У взрослого человека 206 костей. У ребенка больше или меньше? (300)
5. Молоточек, наковальня, стремечко – где это находится? (в среднем ухе)
6. Зачем нужен зуб мудрости? (незачем, рудиментарный орган, выходит последним, разрушается первым)
Задания из разделов программы «Безопасность»
- Раздел «Ребенок и другие люди» : Детям рассказывают, что не всегда внешность человека соответствует его характеру. Дети думают, что опасны только люди с неприятной внешностью, а красиво одетые и симпатичные опасности не представляют. Но это не всегда соответствует истине. Какой пример из сказки вы можете привести? (Золушка)
- Раздел «Здоровье ребенка» : мы детям даем это понятие, объясняя, что без этого человек не может быть здоровым и крепким. Что это? (витамины)
- В какой раздел программы безопасность входит пожарная безопасность? (Раздел «Ребенок дома»)
Игра «Скоростное шоссе».
- Узнать по описанию, о чём идёт речь?
Главная автомагистраль -… (шоссе)
Знак, обозначающий «Проезд запрещен» - (кирпич)
Край дороги - (обочина)
Изменение направления движения - … (поворот)
Наказание за нарушение ППД - … (штраф)
Животное, обозначающее переход дороги - … (зебра)
Пересечение двух дорог - … (перекресток)
Человек, управляющий транспортом - … (водитель)
Человек, идущий вдоль дороги - … (пешеход)
Транспортное происшествие - … (авария)
Место ожидания транспорта - … (остановка)
Человек, не соблюдающий правила - … (нарушитель)
Устройство, останавливающее движение людей и машин - … (светофор)
Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью - … (велосипед)
Следующее
Вам необходимо на стихотворные строчки сформулировать правила.
1. Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.
2. Если дядя незнакомый,
Хочет прокатить,
Или дать тебе конфет,
Ты ответить должен: «Нет»
Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.
3. Если тётя подошла,
Тебя за руку взяла,
Говорит: «Пойдём в кино», -
Не ходи с ней всё равно.
Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.
4. Нельзя доверчивым быть,
Незнакомым секреты говорить
Они обманут ребёнка легко
И деньги его унесут далеко.
Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.
• Чем полезны такие приёмы в работе? (Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать).
• Назовите методические приемы, формы организации воспитательно-образовательного процесса процесса.
- Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его — спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- подвижные игры ;
- чтение художественной литературы;
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.