Абселямова Назифе
Деловая игра для педагогов ДОУ «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы когда-нибудь задумывались, какую долю в вашей жизни занимает общение? По большому счету, наша жизнь - это и есть постоянное общение, взаимодействие с миром вокруг нас и внутри нас. Личность человека складывается в процессе общения, воспитания, получения образования; именно поэтому его значение так велико. Через других людей, развитых, образованных, эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми. Мастерство педагога – это поистине мастерство общения с детьми и самим собой. Нравственное развитие и воспитание детей происходит в первую очередь посредством речи. Речь – это одежда, в которую облачены мысли человека. Красивая, грамотная, ясная и выразительная речь позволяет почувствовать удовольствие и счастье от общения, способствует самореализации педагогов и воспитанников, всестороннему развитию их возможностей. Поэтому сегодня я предлагаю вместе открыть маленький рецепт счастья, который заключается в умении красиво и грамотно говорить. Речь педагога – это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей.
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь педагога, как уже говорилось, служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для воспитанника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
Именно поэтому, к речи педагога сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
Вспомним, что к компонентам профессиональной речи педагога относятся :
• Качество языкового оформления речи;
• Ценностно-личностные установки педагога;
• Коммуникативная комептентность;
• Чёткий отбор информации для создания высказываний;
• Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
А с требованиями к речи педагога мы ознакомимся на практике.
Все мы умеем вкусно готовить. Сегодня мы вместе составим рецепт красивой и грамотной речи.
Вы уже поделились на 3 команды, предлагаю выбрать названия. А сейчас вы должны расшифровать их названия.
Рассмотрим на примере слова «Эклер», расшифровываем:
Э – эмоциональные
К – креативные
Л – ловкие
Е – единые
Р – решительные
Ну, мы немного отвлеклись, напоминаем, что сейчас нашим командам надо расшифровать названия своих групп.
Задание все поняли? Приступаем к выполнению. регламент – 30 секунд. Молодцы! С заданием справились все на «отлично»!
Итак, повара готовы, посмотрим, какие же нам понадобятся ингредиенты.
Наш первый ингредиент называется «ТЕОПРАК». По рецепту нам нужно взять немного теории и обильно приправить практикой.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют соответствие речи языковым нормам, то есть речь педагога должна быть Правильной.
Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Посмотрите на первое задание, вам надо определить род существительных и употребить слово в правильной форме. Во втором задании надо расставить ударения.
(Шампунь тоже иногда используют в женском варианте (наверное, девушки) : мыть голову новой шампунью - это неправильно. Надо мыть голову «новым шампунем». «Шампунь» - это он! Правда, были попытки в 2009 году изменить род слова «шампунь», т. е. отнести «шампунь» к женскому роду. Это было связано, вероятно, с частым употреблением слова «шампунь» в женском роде. Кстати, в словарях В. И. Даля и Д. Н. Ушакова «шампунь» женского рода, то есть «она»)
Когда речь идет о парных предметах или предметах, состоящих из нескольких частей, сокращение будут: чулок, рожек, ботинок. Но - носков. Это слово-исключение, хотя сейчас некоторые словари допускают оба варианта.
Третье задание – вам необходимо образовать форму повелительного наклонения глаголов. Регламент 1 минута
Далее по рецепту, чтобы теория и практика засверкали вкусом нужно добавить Декламацию. Декламация - искусство выразительного чтения. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу воспитателя предъявляется ряд требований. Важнейшими профессиональными качествами голоса педагога являются благозвучность, гибкость, полётность (полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для воспитателя, поскольку его речь является образцом. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют так же и Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего.
Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего.
Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога".
В речи педагога должны использоваться разнообразные языковые средства, то есть одно из требований к речи воспитателя - Богатство речи.
Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Мы предлагаем вам следующее задание. Каждая из команд вытянет одну из басен, которую они должны продекламировать. Но не в обычном классическом варианте, а так как им будет предложено, задание будет написано на ваших листах. Регламент 30 секунд.
Базовым ингредиентом любой речи является Логика, не бойтесь с ней переборщить. Речь педагога должна быть логичной, т. е. должны соблюдаться смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо в совершенстве владеть различными способами внутритекстовой связи, чтобы научить этому своих подопечных. Задание, которое вы должны выполнить - это собрать текстовые фрагменты в правильной последовательности. Собрав, вы прочтете притчу Шалвы Амонашвили. Регламент 1 минута.
Ну что же, займёмся украшением нашей речи. Для этого нам понадобятся Метафоры. Задание состоит в том, что из слова (или словосочетания, предложенного участником из одной команды, участник другой команды создаёт метафору, описывающую какое-то психическое явление, феномен.
Очень простой пример. Слово: молния. Метафора: во время ссоры мне кажется, что вокруг сверкают молнии. Каждый участник, создающий метафору, предлагает новое слово.
Следующий ингредиент, с помощью которого мы создадим затейливые украшения для нашей речи, называется Фразеологизмы. Это особые обороты речи, устойчивые выражения, которые создают яркий образ и особую выразительность. С одним только словом нос их в языке более 10: зарубить себе на носу, из-под самого носа, комар носа не подточит, задирать нос, крутить носом и т. д.
Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, так как их значение не складывается из смысла отдельных слов. Но если сравнить фразеологизмы и те слова, которыми их можно заменить, то видно, как они проигрывают рядом с фразеологизмами. Часто фразеологизмы служат названиями предметов, явлений, признаков, действий и состояний, например: играть с огнем, не из робкого десятка, вывести из терпения и т. д.
Как сказал один из мудрейших – «Чтобы научить другого, научись сначала сам». Итак, будем учиться. Каждой команде по очереди будет предложен вариант известного фразеологизма, вам надо угадать его.
Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Одним из таких дополнительных средств общения, появившимся в глубокой древности, является письмо на глиняных дощечках, узелковая письменность, зарубки и т. д. А у коренного населения разных континентов использовался язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т. п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т. д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.
Итак, пришло время добавить секретный ингредиент под названием Криптография - тайнопись, специальная система изменения обычного письма, используемая с целью сделать текст понятным лишь для ограниченного числа лиц, знающих эту систему. Одним из видов криптографии являются мнемотаблицы – схемы, в которых слова заменены на изображения.
Нам нужно расшифровать и прочесть эти мнемотаблицы. Подсказка – в них зашифрованы известные загадки.
Молодцы наши педагоги, смогли понять и расшифровать текст.
Итак, рецепт красивой и правильной речи открыт, а значит, счастье эффективного общения теперь в наших руках!
В заключение еще раз напомним: чтобы речь педагога была правильной, выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира воспитателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал: "Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее. нравственный облик, манера общения и поведения педагога" Не забывайте об этом и. совершенствуйтесь!
Ведь постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.