Володина Мария
Деловая игра для педагогов «Логика в математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Володина Мария
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на деловой игре «Логика в математике». А чтобы игра наша была плодотворной и прошла в теплой дружеской обстановке давайте поприветствуем друг друга. Улыбнемся и мысленно передадим частичку своей доброты и тепла пожелаем успехов.
Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников, студентов. Математика - наиболее трудный учебный предмет в школе.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Логика в математике“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
А что же дошкольники? Для выработки определенных элементарных математических умений и навыков у дошкольников необходимо развивать логическое мышление. Так как, при подготовке к школе не главное, что ребенок знает цифры, научился их писать, считать, складывать и вычитать.
При обучении математике по современным развивающим школьным системам (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) умения ребёнок писать и знать цифры, считать, складывать и вычитать очень недолго выручают его на уроках математики. Поэтому в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающим в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Таким образом, проблема логико-математического развития, и готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. В связи с этим нас заинтересовала проблема, как обеспечить логико-математическое развитие детей.
Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения, задачи в своей работе, мы сможем исправить пробелы знаний у детей.
Детская деятельность, насыщенная проблемными, творческими заданиями, играми и игровыми упражнениями, ситуациями с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией, при условии использования математического содержания, является по сути логико – математической.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Сегодня мы представим вам несколько игр направленных на формирование логико-математических представлений, которые не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.
Цель: Формирование у педагогов логики-математических представлений.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Повышать методический уровень педагогов в работе по формированию у детей логико-математических представлений.
Участники: педагоги ДОУ.
Ход игры:
Итак, для начала разделимся на две команды по 5 человек («Почемучки» и «Любознайки»). Чтобы определить победителей жюри будет следить за ходом игры и ставить по 1 баллу за каждый правильный ответ.
В виде разминки я предлагаю вам выбрать наиболее подходящие пословицы и поговорки и обосновать их, почему именно эта поговорка подходит к этому высказыванию.
Команде №1.
Воспитатель детского сада – это:
а) «Добрая лошадка всех свезет»
б) «Без матки пчелки – пропащие детки»
в) «И швец, и жнец и на дуде игрец»
Команде №2.
Обучать детей – это значит:
а) «Что посеешь – то и пожнешь»
б) «Была бы нитка, дойдем и до клубка»
в) «В дорогу идти – пятеры лапти сплести»
Все устроились поудобнее? Начинаем! Итак, первое испытание и первое задание:
1. Хочу представить Вашему вниманию игру, которая называется «Загадочные предметы».
Игровое поле состоит из строк и столбцов, которые напоминают игру «Морской бой». Первая строка - цифры. Первый столбец - буквы. Все игровое поле - заполнено различными картинками. Каждая картинка имеет свой адрес (А3, В5 и т. д.) или координаты.
Применение данной игры формирует умение видеть предметы, учит выделять пространственное положение объектов, закрепляет обобщающие понятия, развивает познавательную активность, логическое мышление, память, внимание, речевую активность - все это является залогом успешного интеллектуального развития ребенка.
Давайте попробуем поиграть.
1. Какие предметы спрятались в ряду А? Назови их. Как их можно назвать, одним словом? (Животные)
2. Какое животное расположено по следующему адресу: А2. Какое животное расположено справа от него? Назови его адрес. А слева? Назови его координаты.
3. Назови животных жарких стран. Какой у них адрес? Назови лесных животных. Их адрес.
4. Как одним словом можно назвать предметы в строке В, И, З, Е…
5. Назови ласково предметы в ряду В…
6. Что находится:
· Между самолетом и трактором;
· Между баклажаном и луком;
· Над самолетом;
· Под ландышем;
· Справа от чашки;
· Слева от медведя. Называя адрес найденных предметов.
7. Еще одно задание - на ориентировку по клеткам.
Найдите на игровом поле - мотоцикл. Назовите его координаты - все верно. Теперь отступите 4 клетки вверх, 4 вправо, 2 клетки вниз. В какой клетке вы остановились? Что там изображено? Назови ее адрес.
8. А теперь отгадайте загадки и назовите адрес отгадок.
Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит «во все глаза» –
Длиннорогая … (коза)
Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он –. (медведь)
Листик к листику прижался,
Червячок чтоб не забрался.
Мне нужна всегда водица,
Чтобы силой укрепиться.
И расту я густо, густо-
Я зелёная (капуста).
Он на солнце созревает
И без косточек бывает.
Ну, не ягода, а клад
Этот сладкий (виноград).
На одной ноге кружится,
Беззаботна весела,
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная (юла).
9. А теперь попробуйте придумать свое задание по данной игре.
2. Тренажер “Цветные ладошки”
Применение данной игры формирует умение ориентироваться в пространстве;
обучает счету; развивает цветовосприятие и умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
3. Игра «Логический мешочек». Игра развивает вариативность мышления и учит делать прогнозы. Игра начинается с самого простого варианта и заканчивается самым сложным.
1. В мешочке 2 шара. Один красный, другой жёлтый. Сколько нужно вынуть из мешочка шаров, чтобы обязательно попался красный шар? (Ответ: два, так как если вынуть только один шар, он может быть не обязательно красным)
2. В мешочке 4 шара. Два красных, два жёлтых. Сколько нужно вынуть из мешочка шаров, чтобы обязательно попался красный шар? (Ответ: три, так как если вынуть 1 или 2 шара, то могут попасться только жёлтые шары, если вынуть 3 шара, хотя бы один из них будет красным)
3. В мешочке 6 шаров. Три красных, три жёлтых. Сколько нужно вынуть из мешочка шаров, чтобы обязательно попался красный шар? (Ответ: 4)
4. В мешочке 5 шаров. Три красных, два жёлтых. Сколько нужно вынуть из мешочка шаров, чтобы обязательно попался красный шар? (Ответ: 3. Если вынуть 1 или 2 шара, то могут попасться только жёлтые шары, если вынуть 3 шара, то 1 обязательно будет красным).
5. В мешочке 5 шаров. Два красных, три жёлтых. Сколько нужно вынуть из мешочка шаров, чтобы обязательно попался красный шар? (Ответ: 4)
Физминутка. А сейчас, чтобы отдохнут, предлагаю подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть. Меняются местами, например, те кто:
-работает всю жизнь в одном учреждении;
-любит свою работу;
-любит яблоки;
-кто сейчас готовится к аттестации;
-работает педагогом более 10 лет;
-кто любит детей;
-мечтал быть педагогом с детства;
-кто пришёл в юбке, в брюках, в маске и др.
-кто сейчас учится;
-кто работает первый год.
4. Игра «Чего больше». Игра учит из группы выделять подгруппу. Отвечая, объясняете свое решение.
1. Кого больше детей или девочек? (детей, так как дети – это все мальчики и все девочки)
2. Чего больше слов или букв? (букв только 33, а слов – намного больше)
3. Чего больше на дороге машин или колёс у этих машин? (у каждой машины по 4 колеса, значит колёс больше)
4. Чего больше белок или хвостов? (хвостов больше, так как хвосты бывают не только у белок)
5. Чего больше квадратов или четырёхугольников? (четырёхугольников, так как квадраты – это только часть всех четырёхугольников)
6. Чего больше треугольников или углов у треугольников? (у каждого треугольника по три угла, значит улов больше)
7. Чего больше 12 месяцев или один год? (равно)
8. Чего больше зебр или лошадей? (лошадей, так как зебры – это часть всех лошадей)
9. Чего больше мышей или серых мышей? (мышей, ведь мыши бывают не только серыми, значит серые мыши – это только часть всех мышей)
11. Чего больше дней или вечеров? (равно).
12. Кого больше детей или школьников? (детей, так как дети могут и не ходить в школу, значит школьники – это только часть всех детей)
5. Логические задачи в стихах. Эти задачи научат осознавать ложные и истинные высказывания, а также делать логические выводы.
1. «Папуасы». Для наглядности нужно нарисовать трех папуасов и обозначить их номерами.
Три папуаса съесть решили:
банан, кокос и киви.
Один из них все время врал:
«Я съел кокос» – он всем сказал.
Второго не было правдивей:
«Не ел кокоса я и киви»
А третьего не разберешь,
то правду говорит, то ложь.
Но он уверенно сказал:
«Я ел, конечно же, банан».
Пояснение к решению. Так как первый всё время врёт, то он съел или банан или киви. Второй говорит правду, значит, он съел банан. Тогда первый съел киви. Третьему остаётся – кокос.
2. «Три гнома». Изображаем для наглядности трех гномов и обозначить их номерами.
Жили гномы Биб, Хлоп, Боб.
Их не перепутать чтоб,
Надо точно нам узнать,
Как какого гнома звать.
«Я не Боб» - кричит гном первый,
Но его ответ неверный!
«Я не Хлоп» второй сказал,
В жизни этот гном не врал!
Гном последний говорит,
Что его зовут все Биб.
Пояснение к решению. 1-й гном говорит неправду, поэтому он Боб. Тогда два других либо Биб, либо Хлоп. 2-й гном говорит правду, поэтому он Биб. Тогда третий – Хлоп.
3. «Три принцессы». Изображаем для наглядности трех принцесс, 1-Лиза, 2-Света, 3-Алла. Рисуем перед каждую пустую чашку.
Три принцессы, три милашки
В ряд поставили три чашки.
Кофе, молоко и чай
В чашки срочно наливай.
Говорит принцесса Лиза:
- Чтобы не было каприза
Я вам сразу говорю
Чай и кофе не люблю!
Говорит принцесса Света:
Ждет меня в саду карета,
Я не пью, ещё, ты знай –
Молоко и черный чай.
Наконец принцесса Алла
Нежным голосом сказала:
- Мне же угодить легко-
Не люблю я молоко.
Чашки быстро заполняй, Кто что любит, угадай.
Пояснение к решению. Лиза не любит чай и кофе, значит ей «наливаем» молоко. Света не пьет молоко и чай, поэтому Лизе «наливаем» кофе. Алле остается «налить» чай.
4. «Пираты». Изображаем для наглядности трех пиратов. Их зовут Длинный, Жадина, Толстяк. Нужно узнать кто из них старший, средний, младший.
Жили-были три пирата,
Три разбойника и брата,
Звали каждого вот так:
Длинный, Жадина, Толстяк.
Длинный правду говорил:
«Я не старший» – сообщил.
Жадный всем на свете врал.
«Я не младший» – он сказал.
Толстый, то правдив, то нет:
«Я не средний, точно - нет!»
Кто есть кто? Скорей узнай!
И загадку разгадай!
Пояснение к решению. Длинный говорит правду, поэтому он не старший, а младший или средний. Жадный всегда врет, поэтому он младший. Тогда Длинный – будет средним. Остается Толстый, который будет старшим.
5. Игра «Правильно-неправильно». Цель игры: научить детей различать истинные и ложные суждения.
Я читаю фразы, а вы поднимете соответствующую табличку- если верно карточку +, если ложно, то -). Предлагаю следующие фразы:
1. Зебра полосатая,
2. Слон умеет танцевать.
3. Дети водят мам и пап в детский сад (школу).
4. Собаки умеют мяукать.
5. Бегемоты не умеют читать.
6. Завтракают утром.
7. Кошки не носят шляпы.
8. Зимой нет снега.
9. Карандашами можно рисовать.
10. Заяц умеет быстро бегать.
Примечание. Подобных утверждений можно составить много. Важно, чтобы они были понятны и связывались в сознании детей со знакомыми им реалиями. Если вам захочется самим придумать такие фразы, то обратите внимание на то, что среди них обязательно должны быть высказывания с отрицательной частицей «не»: это слово в нашем сознании, как правило, связывается с понятием «неправильно», хотя на самом деле далеко не всегда частица «не» заключает в себе ложную информацию. Например, заявление «бегемоты не умеют читать» истинно, хоть в нем и есть «не». Суждения, подобные приведенному, помогают избавиться от стереотипного мышления.
6. Игра «Крестики-нолики». Данная игра учит детей различать понятия «вертикально», «горизонтально», «по диагонали». Владеть логическими операциями. Формирует у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления. Развивает мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание. Развивает мелкую моторику.
Приглашаю по одному представителю от команды для игры.
Коллеги, я думаю вы со мной согласитесь, что уже в дошкольном возрасте можно оказать значимое влияние на развитие логических и математических способностей ребенка. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет, то учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворения.
Проводимая работа в ДОУ по логико-математическому развитию детей, будет эффективна: если логические и математические задачи и упражнения будут использоваться не только в образовательной деятельности по математике, но и в процессе интеграции различных образовательных областей, а также в повседневной деятельности детей используя игровые методы, новые технологии, ИКТ. Деловая игра подошёл к концу. И пока жюри подводит итоги мы с вами пройдем небольшой тест «Несколько признаков того, что вы воспитатель» (шуточный тест для воспитателей).
1. Вы несёте из дома всё, что может пригодиться в детском саду (краска, молоток, компакт. диски, книги.)
2. ВЫ приносите в дом массу бесполезного, с точки зрения нормальных людей, ваших близких и знакомых, которые с опасением наблюдают за тем, как растёт гора всего очень "нужного" в вашей квартире.
3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами, хотя не числится в штате. Работают тихо, жалея вас.
4. Участь вашего ребёнка ждать… ждать в группе, дома. Ждать терпеливо и молча!
5. Люди, далёкие от образования, не понимают, когда вы говорите о своих 25 детях и 50 родителях.
6. Каждая неформальная встреча с коллегами, перерастает в мини-педсовет, несмотря на то, что вы всё время клянётесь, о садике и работе не говорить.
7. Чужих денег в вашей сумочке всегда гораздо больше, чем своих. (На ремонт группы, участка, на театр и т. п.).
8. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему занятию.
9. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек, выбросить которые вам не позволяет совесть-подарки же!
10. С вами здоровается половина района, и эта же половина оценивает: как вы? С кем вы? И где вы?
11. Вы умеете красить, белить, забивать гвозди, клеить, чинить мебель, работать в две смены, уговаривать, ходить на работу больной и входить в чьё-то положение.
12. Вы не умеете- толково отдыхать, говорить "нет" администрации, проходить мимо книжных витрин.
13. В вашей жизни во много раз больше поводов для празднования, чем у других: начало учебного года, день дошкольного работника, утренники, новый год, 8 марта, конец учебного года, и столько же поводов для головной боли.
14. Вы никак не можете определиться с 1 сентября: принимать поздравления или соболезнования?
Если всё это о вас, то вы настоящий педагог!