Роза Мусаллямова
Консультация «Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла — средство воспитания любви к Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, то, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Публикация «Консультация „Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла — средство воспитания любви к Родине“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.
Декоративно-прикладное искусство Казахстана - тесно связано с традициями, обычаями кочевого образа жизни, с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Мастера по дереву изготовляли детали войлочной юрты, домашнюю утварь, ювелиры изготовляли различные украшения из цветных металлов, серебра и золота, мастера ковроделы изготавливали изделия из шерсти: ковер, сырмак, тускииз украшали их различными орнаментами, рукодельницы изготавливали изделия, имеющие практическое назначение в быту. Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства.
Формирование целостных представлений о казахской национальной культуре обеспечивается на занятиях декоративно-прикладного искусства.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Через родную песню, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
При знакомстве детей с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» по декоративно – прикладному творчеству предусматривает:
-Расширять представления о многообразии казахского орнамента, развивать умение составлять композиции, используя характерные элементы, колорит. Украшать элементами орнамента: «Цветок тюльпана», «След барана», «Крылья птицы» из дугообразных и полуовальных форм, одежду, предметы быта, располагая их на силуэтах.
Учить украшать национальные ковры (сырмак, тскиіз, текемет, кухонные доски, полотенца, посуду для кукол, сумки для хранения посуды (аяап, кожаные пояса, сосуды для кумыса (торсы, футляры для пиал с казахским орнаментом. Использовать в работах узор «трт айшы», в основе которого парные рога барана – кос мйіз.
Рисовать и вырезать элементы казахского орнамента «Амулет», «Крестовина», «Топор», «Квадрат», «Зигзаг», «Звезда», «Глаз верблюжонка», «Цветок», построенные на различных сочетаниях прямых и волнистых линий. Знакомить с космогоническими, растительными, зоомфорными и геометрическими мотивами. Учить располагать элементы в центре и по краям силуэтов, форм.
Учить составлять узоры на геометрических формах, украшать орнаментом, составлять декоративные аппликации с учё том основных принципов построения узора: симметрии, повторов ритма, чередования, подчеркивания формы предмета расположением элементов орнамента.
Дать представление о ювелирном искусстве, резьбе и инструкции по дереву, вышивках и золотом шитье костюма в культуре казахского народа. Подчеркнуть мотивы природы, цветов, бутонов, стелющихся побегов, присутствующие в узорах войлока, предметов ткачества, ковроделия.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации можно использовать следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
У нас в группе есть казахский уголок, где есть возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами : полуюрта с убранством, куклы в национальных костюмах, дети с интересом рассматривают национальную одежду на куклах. Рассказываем детям об убранстве юрты, о предметах, их назначении, рассматриваем иллюстрации, видеоматериал, альбомы - папки: «Моя Родина – мой Казахстан», «Казахские национальные костюмы», «Казахские национальные инструменты», «Ювелирные украшение», «Казахские орнаменты», «Казахская национальная кухня».
Все изделия декоративно - прикладного искусства национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения, которые видят дети, вызывают у них неподдельный интерес, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычай, передаваемые из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное.
В национальном уголке для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родной страны, определенному народу, его национальным традициям.
Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, «Одень куклу в национальный костюм».
Творческий процесс вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
На занятии по лепке дети становились мастерами - ремесленниками изготавливали предметы быта казахского народа : «Тостаган» - посуда для питья кумыса - украшали волнистым узором; «Торсык» - сосуд для кумыса - декорировали по своему выбору, используя рогообразный узор; «пиалы» - украшали орнаментом: «птичье крыло», «рог архара»; «Бабушкин сундук» - декорировали внешнюю поверхность сундука геометрическими фигурами, синим цветом треугольники и красным квадратики. На аппликации дети работали шаблоном, оформляли народным орнаментом свои работы, украшали «текемет», «камзол», «платок», «ковер», «укрась закладку», орнаментами «верблюжий глаз», «родничок», «тюльпан», «бараний рог». На занятии конструирование дети учились изготавливать орнаменты «тумарша», «тюльпан, «зигзаг», «топор», «бараний рог», из проволоки создавая стилизованные силуэты. Для организации игровых и сюрпризных моментов, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности в гости приходит кукла в национальном костюме – Айсулу, Асель, Аже, Алдар – Косе.
Формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различным методов, приемом и средств педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своей стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств, как уважение, гордость и отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой своей Родины.